Курсанты и выпускники ОО «Молодежный авиационный центр» города Тараза (МАЦ) хорошо знают и помнят коллектив газеты «Магнолия», своего информационного спонсора на протяжении 16 лет. Они обязательно приходят в редакцию «на фарт» после окончания курса обучения. Другая традиция – ежегодные встречи с бывшими выпускниками, новоиспеченными офицерами авиации Республики Казахстан.
Летчик-истребитель, лейтенант Максат Салиджанов, находясь в отпуске, посетил редакцию вместе со своим наставником, руководителем МАЦ, подполковником запаса Анатолием Кисилем. Состоялась задушевная беседа.
- Максат, пожалуйста, несколько слов о себе.
- Я окончил в 2014 году среднюю школу имени Героя Советского Союза летчика Валерия Чкалова в селе Жалпак Тобе Жамбылского района. Учился хорошо, усвоил физику и математику, очень важные для дальнейшего обучения в технических вузах. На ЕНТ набрал 96 баллов.
- Ваша семья?
- Мои родители - простые люди. Отец Шакир Салиджанович Исмазов, труженик сельского хозяйства, мама Гульнара Алимбековна работает учителем средней школы села Гродеково. Есть две сестры и брат.
- Понятно, ведь Вы еще в самом начале своей биографии. Что привело Вас в молодежный авиацентр?
- Мечтал о профессии военного, офицера сухопутных войск. Потом, хорошо изучив жизнь воздушного аса Валерия Чкалова, чей большой портрет на фоне самолета находился в нашей школе, «заболел» авиацией. Когда перешел в 10-й класс, начал интересоваться, где в Казахстане готовят военных летчиков. Оказалось, что есть Актюбинский военный институт Сил Воздушной Обороны РК, а первоначальное обучение можно получить в общественном объединении «Молодежный авиационный центр» города Тараза. Узнал его адрес, поехал с другом в аэропорт, где встретился с Анатолием Николаевичем, и попросил помощи в подготовке к поступлению в институт. С этого начались два незабываемых года на пути к цели. У меня были два выпускных: в школе и в МАЦ.
А. Кисиль подключился к беседе:
- Он пришел к нам как большинство парней и девчат, мечтающих о небе, с великим желанием осуществить свою мечту, но, должен сказать, не все этот путь выдерживают. Максат в числе тех, кто полностью прошел двухгодичный курс обучения по всей программе дисциплин, которую мы предлагаем. Бегал кроссы, марш-броски в горах, прошел парапланерную подготовку и парашютные прыжки, изучил устройство самолета и вертолета, проявил волю и характер, был назначен старшиной звена курсантов (не каждому доверяется). В общем, он обладал той самой высокой мотивацией к дальнейшему обучению, которая и требовалась. Наша задача - развить все лучшие качества курсанта, дать навыки военной жизни - с его активным участием была выполнена. Мы направляем в военные вузы тех, кто прошел у нас обкатку, не «маменькиных сынков», а настоящих парней. Максат оказался не просто мечтателем, он эту мечту шаг за шагом упорно осуществлял и приближал. Кроме того, у нас сильное патриотическое воспитание, морально-психологическая подготовка к воинской службе. Максат дал торжественную клятву на верность Отечеству и небу. После этого не надо никаких других слов.
- Максат, после такой лестной характеристики все-таки напрашивается вопрос, как далось поступление в институт?
- Поначалу смутил абсолютно незнакомый город, вокруг ни одного знакомого человека. Но не зря же в МАЦ нас готовили не теряться даже в экстремальных условиях. В институте прошел профессиональный отбор: по физической подготовке на отлично сдал все нормативы, так же - психотесты, медицинская комиссия признала годным.
- И сразу был зачислен в институт?
- Нет. Последовал месяц настоящей солдатской жизни – курс молодого бойца, и только потом торжественное принятие присяги и зачисление в институт. 2 сентября 2014 года начались четыре года обучения профессии военного летчика. Мужской воинский коллектив, отличные преподаватели. Дело в том, что если ты сам хочешь учиться, то будешь учиться – там таких ребят почти 100 процентов. Тебя никто не уговаривает, нянек нет – все зависит только от самого себя. А служба не представляла для меня ничего неожиданного и сложного, я к ней был готов, благодаря школе МАЦ.
- Что дала Вам эта школа? Чувствовали ли Вы преимущества по сравнению с другими курсантами?
- Еще бы! Я прошел в авиацентре строевую выучку, имел технические знания по устройству самолетов и вертолетов, летал на параплане, совершил восемь прыжков с парашютом, свободно читал топографические карты, знал основы аэродинамики и аэронавигации. В МАЦ мы разбирали и собирали автомат, выполняли учебные стрельбы. Так что, все предметы учебного плана института я сдавал на оценку «отлично».
- Случались ли нештатные ситуации во время практических полетов на самолете?
- Их не было, потому что нужно в любую секунду быть готовым морально и психологически к полету, выполнению поставленной задачи, нештатной ситуации, если она вдруг возникнет. Иначе к технике тебя просто не допустят. Кроме того, с тобой в кабине опытнейший летчик-инструктор.
- А на каких самолетах летали?
- На третьем курсе летали на TL-2000, на четвертом - на L-39 «Альбатрос». Это чешского производства очень надежные учебно-тренировочные, учебно-боевые самолеты для первоначальной подготовки военных летчиков.
А. Кисиль:
-А Вы знаете, почему курсант военного вуза получает лучшие знания, чем студент гражданского? Дело в том, что студент, как поется в песне, «…бывает весел от сессии до сессии». Я, конечно, не обобщаю, а курсанту постоянно необходимо прилагать много сил, работы и безупречной дисциплины, чтобы заслужить поощрение в виде увольнения в город и отпуска на родину, который предоставляется дважды в год - летом и зимой.
- Как у Вас, Максат, с этим обстояли дела?
- Ни разу не лишался ни увольнения, ни отпуска.
- Теперь несколько слов о выпускных торжествах.
- Они прошли 7 октября с участием генерал-майора Койшикулова, заместителя командующего Силами Воздушной Обороны РК по боевой подготовке и безопасности полетов, который поздравлял и напутствовал нас. Я, получив красный диплом, был вдвойне рад, что на наш выпускной, как и на принятие присяги, приехали мои папа и мама. В общем, все прошло в лучших, писаных и неписаных, традициях нашего института.
А. Кисиль:
-Невозможно описать словами чувства, когда человек утром, в день выпуска, просыпается, а на спинке стула вместо курсантской формы золотом лейтенантских погон и аксельбантов сияет новенькая, с иголочки офицерская форма. У меня становится тепло на душе от того, что наши ребята, добивающиеся таких успехов, не из элитных семей и школ, а из простых.
В прошлом году поступил в этот же институт Касим Ермекбай из аула Кумжота Байзакского района. Хочу еще сказать о том, что Максат окончил институт, но не окончил обучение. В авиации непрерывно учатся, пока летают, и лейтенанты, и генералы. Остановился – спишут на землю, ведь небо ошибок не прощает. Авиация Казахстана количественно и качественно растет и ждет наших ребят.
- Вот, Максата уже дождалась. Что после отпуска у лейтенанта Салиджанова?
- Служба в одной из частей Сил Воздушной Обороны, куда я получил назначение. В ближайших планах - освоение полетов на многоцелевом истребителе Су-30.
А. Кисиль:
- Желаю тебе успешно сдать зачеты и стать в боевой строй, летать на новейших типах самолетов, роста в званиях и должностях.
- Что Вы, Максат, пожелаете нынешним курсантам МАЦ?
- Не пасовать перед трудностями, как губка впитывать все то, что дают преподаватели и инструкторы, стремиться вслед за мечтой о небе к поставленной цели. Тогда все получится.
Беседовал Михаил БУНИН