Секреты педагогического таланта
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля, -
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский.
Жили-были совершенно обычные девочки в совершенно обычной семье. Играли в куклы, учились в школе, помогали родителям по дому, а в свободное время любили читать книги. Тягу к слову, несомненно, передала мама, сама очень любившая читать. Она же научила дочерей грамоте. Затем была школа № 20, которую они окончили в разные годы. Год окончания школы стал для каждой из них определяющим. Именно тогда юные выпускницы, убежденные в своем педагогическом призвании, получив аттестат зрелости, поступают в Казахский Государственный университет имени аль-Фараби на исторический факультет.
Так уж сложилась судьба, что через несколько лет после окончания университета обе сестры начали работать в нашей школе, ныне гимназии № 40, правда, в разное время: младшая, Татьяна Викторовна, - с 2003 года, а старшая, Людмила Викторовна, - с 2008-го. Сам Бог вдохнул в них дар, обладать которым одновременно тяжело, почетно и прекрасно, - не просто учить детей, а дарить им открытия! Они обе считают, что хороший преподаватель должен любить не только свой предмет, но и тех, кому его преподаешь. Хотя до последнего обе не были уверены, что будут работать в школе. Однако, пройдя педагогическую практику, поняли: им нравится работать с детьми: учить, разделять их успехи и достижения; они осознали, насколько интересна и многогранна профессия учителя.
Педагогическое кредо сестер звучит лаконично: не умею - учусь сама; умею - учу других и совершенствую себя. Поэтому у Людмилы Викторовны и Татьяны Викторовны есть все, что должно быть присуще настоящему педагогу: талант, душевная теплота, ум, терпение и преданность любимому делу.
М. Горькому принадлежат слова о том, что в "душе каждого ребенка есть невидимые струны, и, если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат". Эти струны умеют находить Людмила Викторовна и Татьяна Викторовна в каждом ученике. Сколько сил, доброты, знаний, упорного труда потребовалось им, чтобы за годы работы в нашей школе дать прочные и глубокие знания сотням учеников.
Многие ребята жалуются: учебники по истории Казахстана, всемирной истории и обществознанию излагают многие факты сухо и однообразно, порой - слишком научно, а иногда - не совсем понятно. Но, не зная своего прошлого, не постигнешь будущего. Уроки истории Казахстана и обществознания воспитывают чувства патриотизма, единства. Материал изложен сухо - не беда: будут наглядность и презентации. Нужно поразмышлять - они предоставят столько дополнительного материала к параграфу учебника, что даже самые пассивные ученики не останутся в стороне и начнут доказывать свою точку зрения. С такими преподавателями урок для учеников становится не просто уроком, а встречей с чем-то новым и увлекательным.
На уроках Людмилы Викторовны и Татьяны Викторовны существует какой-то свой особый климат, атмосфера доверия и искренности во взаимоотношениях учителя и ученика. Они умеют направлять рассуждения ребят в нужное русло, применяют инновационные формы проведения урока, используют опыт учителей-новаторов.
Время идёт. На наших глазах меняются страна, школа. Нам выпало жить в очень непростое время, когда многие духовные ценности и традиции, на которых воспитаны предыдущие поколения, переосмыслены и даже утрачены. Поэтому профессия педагога сегодня требует от человека не только знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Людмила Викторовна и Татьяна Викторовна, выбрав для себя в этой жизни труд учителя, остаются верны своей профессии.
Татьяна ОСИПОВА, руководитель пресс-центра гимназии № 40