Главные новости сегодня

Тараз
Курс:5.64 +0.03428.7 +0.21369.98 -0.05
Статьи 28 сен, 10:43

Дуальное обучение: новые инициативы

РЫНОК ДИКТУЕТ НОВЫЕ, ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ТИПО 
 
Новые инициативы в ходе совещания Правительства по вопросам развития системы технического и профессионального образования (ТиПО) озвучил заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

Он отметил, что на сегодняшний день в процессе участвуют 19 973 студента на базе 2 327 предприятий и 370 колледжей. Сама система продуктивна, однако есть ряд сдерживающих факторов.

- Один из них – отсутствие полноценного возмещения затрат бизнеса на организацию практической части обучения. Сейчас есть только возмещение затрат услуг наставника. Есть опыт краткосрочного обучения в учебных центрах при предприятиях в рамках программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы. Считаем, что данную практику необходимо использовать и в рамках государственного заказа для ТиПО, передать часть средств предприятиям, - заявил Эльдар Жумагазиев.

Он также отметил, что ежегодно в рамках госзаказа выделяется более 107 миллиардов тенге на подготовку кадров.  В регионах работают комиссии, которые принимают решение о присуждении государственного заказа методом простого большинства.   «Атамекен» предлагает довести долю представителей от бизнеса в таких комиссиях до 50 процентов.

- Также мы предлагаем внести изменения в Приказ МОН РК и предусмотреть отчет директоров колледжей перед комиссией о трудоустройстве выпускников за последние несколько лет в разрезе специальностей и квалификаций. Почему это важно? Колледжи показывают неплохой уровень трудоустройства по всем специальностям. Но когда мы обзвонили через call-центр всех выпускников шести колледжей Южно-Казахстанской области, то оказалось, что из 800 человек реально трудоустроены лишь 10 процентов. Если колледж претендует на госзаказ по определенным специальностям, то необходимо требование по анализу востребованности данных специальностей, квалификаций в текущем и последующем годах именно в данном регионе, - уверен Эльдар Жумагазиев.

Помимо этого, в НПП «Атамекен» предлагают уделить внимание профориентационной работе среди школьников и уже с седьмого класса профдиагностировать детей, подсказывая, в каком направлении развивать заложенные компетенции.

- Таким образом, в процессе обучения в седьмом-восьмом-девятом классах у ребенка будет формироваться персональный план развития, и выбор профессии он совершит осознанно. Инициатива поддержана МОН РК, но средства с нового учебного года заложены только на профдиагностику 90 тысяч учащихся седьмых классов. Просим Вас оказать содействие в выделении средств на профдиагностику оставшегося количества учеников, а это 180 тысяч человек. Требуется дополнительно 378 миллионов тенге. Это опыт скандинавских стран, - отметил заместитель председателя правления Нацпалаты.

Отдельно Эльдар Жумагазиев затронул вопрос актуальности профессиональных стандартов. Он подчеркнул, что возникает постоянная необходимость их дополнения с учетом изменившихся требований рынка к той или иной специальности, а также переутверждения.

- На рынке появилась острая необходимость в депозитарии скиллов, который должен вобрать в себя наиболее востребованные практические навыки. Хочу привести в пример Астану. Уже с этого года на основе Big Data – это такие источники, как HH, naimi.kz, другие, где работодателями при требуемых вакансиях прописываются также и требования к навыкам, которыми должен обладать тот или иной специалист. На основе подобных данных впервые сформированы требования к специальностям по государственному образовательному заказу для колледжей и вузов столицы. Мы считаем данный подход наиболее перспективным, его также нужно развивать, как и систему НСК, - заявил спикер.

Вместе с тем, в Казахстане, по мнению зампреда Нацпалаты, отсутствует должный анализ потребности в кадрах, в соответствии с которым мог бы размещаться государственный заказ.

- На примере Актюбинской области нами совместно с МОН проведен анализ потребности в разрезе организаций общественного питания. Так, по специальности «организация питания» выявлена потребность по 11 профессиям, в том числе в 353 поварах, тогда как колледжи ведут подготовку 724 поваров. Спрос работодателя в два раза меньше предложения учебных заведений, - привел пример Эльдар Жумагазиев.

В этой связи «Атамекен» предлагает разработать единую методику определения потребности в кадрах, определить уровень глубины исследования до района в разрезе предприятий, а профессии – в разрезе квалификации.

Эльдар Жумагазиев напомнил о проводимой совместно с Министерством образования и науки работе по оценке образовательных программ вузов.
 
Исследование проводилось согласно методике, в которой важнейшими критериями были процент трудоустроенных выпускников (20 процентов от общего веса), их средняя заработная плата (20 процентов), оценка актуальности программ (40 процентов от общего веса). Всего в работе приняли участие 214 отраслевых экспертов. 

- По аналогии проведения оценки образовательных программ вузов предлагаем в 2019 году начать проведение оценки образовательных программ организаций ТиПО. Мы выявили, что Аграрный колледж в одной из областей обучает по 15 специальностям. Но только одна из них имеет отношение к сельскому хозяйству. И здесь нужен серьезный анализ, - предложил заместитель председателя правления НПП «Атамекен».

Материал предоставлен пресс-службой ПП Жамбылской области