
Предварительные итоги деятельности за два года, минувших после предыдущего общереспубликанского собрания, мы подводим вместе с Заитжаном Юлдашевым, вице-президентом ГАК, руководителем ОЮЛ «Ассоциация Гражданский альянс Жамбылской области».
- Заитжан Рахимович, что представляет собой ОЮЛ «Ассоциация Гражданский альянс Казахстана» в целом и «Гражданский альянс Жамбылской области» сегодня?
- Вопрос не праздный, потому что с 2005 года, когда была учреждена наша организация, прошло достаточно много времени. Изначально установленная форма ассоциации дала возможность вступления в нее как отдельных некоммерческих и неправительственных организаций, так и коллективного членства в виде профильных объединений, союзов, ассоциаций республиканского и регионального уровня. В настоящее время в ГАК насчитывается около 1000 организаций, в масштабе нашего регионального альянса их 84. Изменения произошли и в структуре руководства. Если раньше в центральном аппарате у президента было три вице-президента, отвечающих за конкретные направления работы, то с марта текущего года все региональные руководители альянса получили статус вице-президентов ГАК. Это закреплено изменениями, внесенными в Устав организации, число членов руководства с правом решающего голоса возросло до 20 человек. Мы на пути укрепления демократии.
- Давайте это продемонстрируем на местном примере.
- 8 февраля 2014 года на заседании координационного совета я был избран президентом объединения юридических лиц «Ассоциация Гражданский альянс Жамбылской области» сроком на пять лет. Среди моих предшественников никогда не было случайных людей, только энтузиасты-общественники, душой болеющие за построение в нашем государстве такого гражданского общества, которое давно существует в развитых странах мира. Каждый приходил и воплощал свои идеи, в результате мы движемся вперед. Четыре года назад в составе нашего альянса было 28 организаций, ныне - 84, хотя самоцели роста рядов «для статистики» не было, нет и, надеюсь, не будет. В числе членов нашего регионального альянса такие широко известные и признанные своей активной и полезной практической деятельностью для местного сообщества объединения, как «Ассоциация деловых женщин Жамбылской области», «Ассоциация молодежных организаций», «Клуб женщин-политиков», многочисленные организации инвалидов и работающие с инвалидами, ветеранские, правозащитные, образовательные и другие общественные объединения и организации самой разной направленности.
- Что нового произошло с Вашим приходом к руководству?
- Наша команда, в которой подобрались хорошие специалисты, прежде всего, предложила «Кодекс этики для некоммерческих и неправительственных организаций», то есть нормы поведения. Это не новый, но жизненно важный вопрос, ведь в гражданском секторе у руководства и среди активистов очень разные люди: по жизненным целям, стажу участия, кто-то пришел впервые и пробует себя после неудач в других сферах деятельности, у кого-то за плечами солидные наработки. Как все это совместить? В мире приемлемой формой решения вопроса используются этические ко-дексы, нужен такой и нам. В числе ряда предложений мы внесли его в Астане в 2015 году на рассмотрение координационного совета ГАК с участием членов Правительства и тогда вице-премьера Бердибека Сапарбаева.
- Можете перечислить эти предложения?
- Первое, как я уже говорил, принятие Кодекса этики для НПО. Второе, на основе собственного положительного опыта, открытие в регионах общественных приемных Гражданского альянса. Они есть у партии «Нур Отан», у ряда других организаций, но мы убедились, что к нам доверие тоже большое. За год в нашу общественную приемную обращаются до тысячи человек. Мы принимаем и внимательно выслушиваем любого, нас благодарят за внимание и предложенные варианты решения проблем. Приемная позволяет нам быть «градусником» общества, постоянно знать его «температуру» и оперативно, решением тех или иных вопросов, снимать напряженность. Следующее предложение (не нашего изобретения), - чтобы несвойственные государственным органам функции передавались в конкурентную среду, неправительственным, некоммерческим и даже коммерческим организациям. Нас поддержали коллеги из других областей по вопросам передачи от МВД в конкурентную среду торговли «красивыми номерами» на автомашины, чтобы устранить коррупционную составляющую, на проведение техосмотра гражданскими специализированными организациями, теми же ТОО. В общем, наши предложения были приняты, за исключением одного – участие религиозных организаций в государственном социальном заказе. Оно было с ходу отклонено, ведь у нас церковь отделена от государства.
- Какие из озвученных Вами предложений обрели реальное действие?
- Повсеместно действуют общественные приемные Гражданского альянса. Упорядочена продажа «красивых номеров» на автомашины. Техосмотром автотранспорта занимаются, в том числе, специализированные ТОО. Заработали информационно-ресурсные центры. Что касается принятия Кодекса этики для НПО, то вопрос будет рассматриваться на VIII Гражданском Форуме, и есть надежда на положительное решение. Из числа несвойственных госорганам функций мы взяли на себя обучение детей с психоневрологическими расстройствами и предоставление услуг инватакси для слепых граждан. А вот о судьбе одного из наших главных предложений следует сказать отдельно. В текущем году нашло решение, но уже не как создание ИРЦ (информационно-ресурсных центров), а в более широком смысле - Гражданских центров не только для НПО и НКО, а для всех: лидеров общественного мнения, инициативных групп населения, активистов-общественников, простых людей, желающих знать о работе организаций гражданского сектора. Главная цель – создание условий для плодотворной работы, консультативной и методической помощи. Насколько это важно, поймете из такого примера. В минувшем году с нашей помощью и поддержкой создались пять новых некоммерческих организаций. Мы их обучили, они выиграли проекты государственного социального заказа и успешно работают. В их числе абсолютно новые для нашего региона – это центр социальной реабилитации осужденных и освободившихся из мест лишения свободы, а также организация по работе с детьми, страдающими аутизмом. От апробаций и пилотных проектов в 2017 году мы переходим к созданию Гражданского центра, официально выиграв на это в управлении внутренней политики акимата Жамбылской области госсоцзаказ на сумму 5350 тысяч тенге. Значительная часть средств предназначена на аренду помещения не менее 100 квадратных метров, его оборудование и обустройство.Мы нашли подходящее помещение площадью 170 квадратов, оно одобрено заказчиком, на днях будет принято окончательное решение.
- Что будет собой представлять Гражданский центр?
- Это своеобразный, широко распространенный в мире коворкинг-центр, предоставляющий широкий спектр услуг, с конференц-залом, оборудованным всеми аудио-, видеосистемами, компьютерным классом для обучения лидеров и участников НПО и НКО. Здесь будет выставочная зона для демонстрации истории НПО, их проектов и результатов их реализации, в том числе в виде изделий декоративно-прикладного искусства, потребительских товаров. Здесь будут кабинеты для работы неправительственных организаций, их встреч, естественно, на определенное время и по предварительной записи. Предполагается кофейня с удобными диванами, чтобы посетители могли встретиться и обговорить нужные им вопросы, да и просто отдохнуть.
- Неужели осуществляется давняя мечта многих неправительственных организаций не скитаться по съемным помещениям, что не каждая может себе позволить, не платить за аренду, а иметь собственную крышу над головой?
- Это так. В начале сентября мы проведем презентацию Гражданского центра, а в четвертом квартале он должен заработать в полную силу.
- Какие формы и методы работы применяет Ваша организация?
- Недавно я прочитал интервью Дархана Калетаева, возглавляющего вновь созданное Министерство общественного развития. Он высоко оценил деятельность Гражданского альянса Казахстана, высказался за его всемерную поддержку и выразил пожелание, чтобы ГАК стал методическим центром для гражданского общества. Именно в этом направлении мы себя позиционируем. Относительно форм и методов работы отвечу так: колесо изобрели тысячи лет назад, а им до сих пор пользуются. Я убежден, что дело не в формате мероприятия, а в его содержании. Проводим встречи за круглым столом, стремясь добиться конкретики в обсуждаемых вопросах, семинары, семинары-тренинги, которые очень востребованы и в рамках проектов, и вне их, встречи со специалистами, не боимся жарких дискуссий по принципиальным вопросам. На одной из них, проведенной в актовом зале гимназии № 1, присутствовали около 200 человек: руководящие работники школ, родительская общественность, сотрудники ювенальной полиции. Речь шла по обращению в нашу общественную приемную матери ученика одной из школ города о буллинге - травле ее ребенка другими учащимися. Проблему обсудили со всех точек зрения: педагогической, психологической, юридической. Больше о подобных случаях, по крайней мере в той школе, мне не приходилось слышать. Если говорить вообще, то при возникновении проблем, с которыми к нам обращаются люди, мы все чаще стали выезжать на места для их глубокого изучения. Это дает возможность положительного решения. С другой стороны, невозможно решать так называемые глобальные проблемы, не зная, чем и как живут простые люди.
- Сейчас самое время привести примеры эффективности работы альянса.
- Эффективность выражается не только какими-то материальными величинами, но и чисто психологически. По обращению о помощи отца Бекзата Тленшиева, сотрудника полиции, получившего серьезное ранение в ходе задержания преступников, устроивших перестрелку в шестом микрорайоне, мы выезжали в Жуалынский район. После лечения парень потерял интерес к жизни, стал апатичным, часто впадал в депрессию. Непростая беседа с ним длилась три часа. По-видимому, мой пример инвалида-колясочника, преодолевшего себя и ведущего активный образ жизни, подействовал. Молодой человек встряхнулся, стал участвовать в работе общественной организации. К нам обратилась женщина, которая от отчаяния и, как ей показалось, безысходности, при встрече впала в самую настоящую истерику. Успокоили, расспросили. Оказалось, что ей нужно было срочно пройти в «Мейириме» обследование на МРТ (магнито-резонансном томографе), а средств на это не было. Мы обратились в управление здравоохранения, которое устроило больной обследование по квоте вместо не явившегося очередника на томографе областной больницы. Вместе с центром занятости населения по обращению 24 человек, освободившихся из мест заключения, устранили многочисленные нарушения в деятельности ТОО, ведущего их профессиональное обучение на сварщиков. Выехали на место, обнаружили и зафиксировали на видео нарушения по технике безопасности, невыдачу денег на проезд, невыплату положенной стипендии. Передали материалы в госорган, все приведено в норму по закону. Как видите, диапазон поднимаемых и решаемых нами вопросов и проблем распространяется на все сферы жизни нашего гражданского сообщества наряду с его консолидацией. Такова наша миссия.
- Помнится, вначале по этому поводу говорили, что Гражданский альянс – это мостик, связующее звено между населением и властью. А как сейчас?
- И сейчас находимся между простыми гражданами и государственными органами, их служащими, но разница в том, что ныне мы перешли к равноправному партнерству, в этом несомненная заслуга Гражданского альянса Казахстана. Кое-кто нас упрекает: «Вы - проправительственная организация», а мы отвечаем: «Вы что, этим хотите нас обидеть»?
Когда мы решим проблему полного совпадения интересов гражданина и госаппарата – это будет победа. А достичь такого баланса можно только методом диалога и сотрудничества. Обеим сторонам процесса придется еще много потрудиться.
- Какие, на Ваш взгляд, существуют проблемы?
- По большому счету, еще существует стена недопонимания, отдаленности отдельных категорий государственных служащих от нужд людей. Однако оптимизм внушает взятый руководством страны курс на меритократию (власть достойных) в формировании государственного аппарата всех уровней. Содействуя этому процессу, мы сформировали группу из десяти представителей альянса, которые участвуют в конкурсных комиссиях при отборе на вакантные места в госучреждениях.
- И в заключение: можно ли говорить о том, что гражданское общество в нашей стране состоялось?
- Я абсолютно уверен в том, что без учета мнения гражданского сектора, без его заинтересованного участия сегодня и завтра уже невозможно осуществлять те грандиозные реформы, которые намечены и реализуются. Государство все больше и внимательней прислушивается к нам. То есть, вместо первых всходов и ростков гражданского общества мы видим молодую поросль, которой надо дальше развиваться.
- Спасибо за интересные и содержательные ответы!
Беседовал Михаил БУНИН, фото автора