Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 17 авг, 11:21

Цену на дизтопливо формирует рынок

Поставщики дизтоплива на 100 процентов выполняют взятые обязательства, стоимость горючего формируется в рыночных условиях.

Об этом заявил  на брифинге в службе центральных коммуникаций вице-министр энергетики РК Болат Акчулаков. По его словам, в этом году сельхозтоваропроизводители Казахстана подали заявки на 394,4 тысячи тонн горючего для проведения уборочной кампании. Эти объемы уже закуплены и распределены по регионам.

Вместе с тем, министерство не может повлиять на конечную стоимость дизельного топлива, поскольку цена формируется в условиях рыночных отношений. 
- Хочу подчеркнуть, что в Казахстане не существует удешевленного топлива, государство его не субсидирует. Цена формируется в рыночных условиях. То, что нефтегазовый бизнес вносит лепту в недопущение роста цен, – это его волеизъявление. Хотя необходимо отметить, что с 1 июня по 1 ноября 2018 года применяется новый акциз на производство дизельного топлива – 9300 тенге с тонны (ранее акциз составлял 540  тенге), - сообщил Болат Акчулаков.

О том, как все же формируется цена, рассказали сами представители нефтегазовых компаний. К примеру, ТОО «КазМунайГаз Өнімдері» из общих 394 тонн поставляет на рынок около 140. Акиматы в областях методом конкурса определяют операторов, которые распределяют полученные объемы между потребителями.

- В ряде регионов мы также выступаем в качестве оператора. Если отпускная цена дизтоплива на заводе 148-149 тенге за литр, то с учетом доставки на нефтебазы мы отпускаем по предоплате: в Костанайской области – по 165-166 тенге, в Акмолинской – 166-167 тенге, в ВКО – 169-170 тенге, в СКО – по 168-169 тенге за литр. Дороже мы не отпускаем! Но нужно понимать, что кроме нас на рынке работают и другие операторы, за которых мы уже не в ответе, - заявил генеральный директор ТОО «КазМунайГаз Өнімдері» Куандык Кулмурзин.

Он также добавил, что одним из инструментов пресечения роста цен на местах может стать включение недобросовестных операторов в соответствующий реестр на региональном уровне с последующим недопущением к участию в конкурсе.

Нет прямой зависимости между конечной стоимостью дизтоплива и ценой на нефть, уверен исполнительный директор по развитию нефтегазовой и энергетической отрасли Ассоциации KAZENERGY Рустем Кабжанов:
- Увеличение цены за баррель не означает, что дополнительные деньги идут в карман недропользователям. Те обязательства, которые они взяли на себя при более низкой цене за баррель, были отсрочены и скорректированы. И сейчас, в период увеличения цены, исполняются. Ведь когда цена падала до 30 долларов за баррель, все затраты ложились на плечи нефтегазовых компаний, но объемы поставок сырья на заводы никто не уменьшал, и никому не было интересно, за какие деньги будет добыта и поставлена эта нефть. Она поставлялась. И меньше налогов в бюджет не платилось. Поэтому объемы значительны, и предприятия, которые выполняют обязательства по поставке нефти для переработки, выполняют их неукоснительно.

Болат Акчулаков добавил, что в текущем году три нефтеперерабатывающих завода страны должны произвести 4,5 миллиона тонн дизельного топлива, которые закроют 90 процентов потребности в горючем. При этом поставщики сырья и производители дизтоплива являются доминантами на рынке и постоянно подвергаются контролю со стороны антимонопольного ведомства на предмет необоснованного повышения цен.  

По данным НПП РК «Атамекен», по сравнению с соседними странами стоимость дизельного топлива в Казахстане ниже:
Казахстан - 0,48 долл./литр (или 165 тенге),
Россия – 0,69 долл./литр (дороже на 43,8%),
Узбекистан – 0,59 долл./литр (+22,9%),
Украина – 1 долл./литр (в 2 раза).

По данным департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП, сегодня доля пшеницы в общей посевной площади составляет 54,8 процента. Урожайность пшеницы за последние пять лет не превышает 12 ц/га (для сравнения: в развитых странах при таких же осадках 30-50 ц/га).  В прошлом году средние затраты на возделывание пшеницы составляли 35-40 тысяч тенге на один гектар, из которых 12 процентов - затраты на ГСМ.
 
Фермеры продавали зерно на рынке по 42 тысячи тенге за тонну. То есть, с одного гектара зарабатывали в среднем 50,4 тысячи тенге, или 26 процентов от затрат.

Таким образом, можно отметить очень низкую экономическую эффективность выращивания пшеницы, и данный факт отмечается из года в год. В случае сохранения фермерами ориентира на выращивание пшеницы единственным выходом для повышения экономической эффективности является увеличение урожайности с гектара. Также урожайные земли можно использовать эффективнее за счет диверсификации посевных площадей, считают в департаменте агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП РК «Атамекен».

Материал предоставлен пресс-службой Палаты предпринимателей Жамбылской области