Лучшая мужская роль на международном театральном фестивале в Македонии исполнена актером Жамбылского областного драматического театра Бекназаром Избасаровым.
На сцене Бекназар Избасаров выступает уже более 30 лет. В 1987 году совсем юным поступил в самодеятельный театр молодежи «Теамол» под руководством режиссера Жамал Бодаубаевой. Едва попав в театр, Бекназар сразу стал одним из ведущих актеров, причем его потенциал выявился очень быстро - человек просто рожден для сцены. Я говорю об этом так уверенно потому, что 30 лет назад сам занимался в «Теамоле» и играл в таких спектаклях, как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Вест-сайдская история», наблюдал, как раскрылся настоящий талант юного актера, и далее путь его был уже обозначен. Уже 25 лет он выступает на сцене Жамбылского областного русского драматического театра. Окончил институт театра и кино имени Темирлана Жургенова в Алматы, затем там же - театральную Академию имени Жургенова. Сыграл десятки ролей самого разного плана во множестве спектаклей. Любители театра наверняка помнят его в ярких образах Чингисхана и Паганини, дервиша и Бауыржана Момышулы, сэра Джона в спектакле «Костюмер», даже в сказках для детей он умеет создавать совершенно незабываемые персонажи.
Теперь актер стал обладателем награды за лучшую мужскую роль на международном фестивале в городе Велес в Македонии.
- На международных фестивалях мы бывали не раз, - начал рассказ Бекназар. - Из наиболее запомнившихся поездок были выступления в Крыму, Сербии, и наша поездка в Македонию в принципе для нас была достаточно ординарной. С другой стороны, подобные фестивали отличаются очень жестким отбором участников. Например, в Сербии заявок на участие было подано более 300 из более чем 30 стран мира, а отобрали семь театральных трупп и одну местную, в том числе и Жамбылский областной русский драматический театр. В данном случае вся обстановка в театре с самого начала была не просто необычный, но даже несколько мистической. Велес – это небольшой город в Македонии, где очень много памятников старины. Самому городу более 2000 лет, это археологическая площадка под открытым небом. 2000 лет назад эта территория называлась провинцией Иллирик Римской империи, там находился большой амфитеатр, построенный по романским стандартам. Недавно его полностью освободили от грунта, восстановили, открыли для посещения. Мы ставили спектакль «Нерон и я», где мне довелось играть роль Сенеки на античной сцене! Спектакль по пьесе Эдварда Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки». Выступали же мы в римском амфитеатре, где, возможно, выступал сам Нерон, который, кстати, был неплохим актером. Нам показали весь этот амфитеатр изнутри, там долгое время проводились гладиаторские бои. Посреди всей этой древности нам и пришлось выступать перед зрителями.
- И каково это - оказаться на арене, где 2000 лет назад шли гладиаторские бои?
- Страшно, в самом прямом смысле! Действительно, там когда-то кипели страсти, проливалась кровь, сотни зрителей делали ставки и наблюдали за тем, как умирают здесь гладиаторы. Тем более, что выступали мы по вечерам и практически не видели зрителей, а только ощущали. Энергетика, которая аккумулировалась здесь 2000 лет назад, чувствовалась буквально физически. Древняя арена, сцены из истории, римский император в окружении своей свиты, - в этом действительно было что-то мистическое, но вместе с тем это бешеный драйв, такая подпитка всем окружающим, что ты просто по определению не можешь выступить плохо. Хватало и других необычных моментов. Наша финальная репетиция пришлась на время лунного затмения. И тут я впервые почувствовал, что Луна действительно может оказывать влияние на людей. Мы вышли на сцену, и вдруг я обнаружил, что ни с того ни с сего забыл текст. Этого не могло быть, потому что я его повторял полчаса назад, я давно знал его наизусть, а режиссер впридачу еще и забыл порядок сцен. Хотя этого тоже не могло быть. Пришлось отрешиться от всего, полностью сосредоточиться и как бы начинать все сначала: вспоминать по слову, по букве. Только когда мы вернулись в отель, я вспомнил, что в таких случаях нужно оказаться под текущей водой, только после этого странное ощущение прошло. Память вернулась. Но всякий раз на сцене, когда на тебя капают капли дождя (он там идет очень часто), накатывало непонятное, но внятное ощущение, что вокруг – не тени истории, а сама древность. И не я один это ощущал. Мне лично это очень помогло входить в роль.
- А как был организован фестиваль, каково было отношение местного населения и много ли было зрителей?
- Организация фестиваля была прекрасной, нас очень удобно разместили, мы сумели ознакомиться с городом, нам помогли установить декорации, да и вся труппа старалась, словом, для нас были созданы все необходимые условия. Город Велес небольшой, но, повторюсь, очень старинный, красивый и интересный. Македония - это бывшая республика Федеративной Югославии, а вокруг существует еще несколько других Македоний - в Греции, Болгарии и еще одна - на Балканском полуострове. Здесь столько памятников античности, что очень часто в этой стране строительство любого объекта, дома или гаража прерывается по причине случайной важной находки, и начинаются археологические раскопки. Что касается самих македонцев, встретили нас с искренней доброжелательностью, но не только потому, что мы актеры, и что там много туристов. Потому, что македонцы - добрый и миролюбивый народ, они единственные, кто вышел из Югославии без всяких военных действий и кровопролитий. За все время пребывания мы ни разу не слышали, чтобы на улице или во дворе кто-то повысил друг на друга голос. Драки или разборки - это вообще совершенно нереально среди македонцев. Во всяком случае, местные жители нам очень понравились, тем более было легко общаться, поскольку македонский язык и русский весьма близки. В Македонии 50 процентов населения - сами македонцы, 30 процентов - сербы и 20 - турки, это тот случай, когда межнациональных трений нет совершенно. Что касается зрителей, то амфитеатр, где мы выступали, всегда был заполнен, каждый актер чувствует, как ему аплодируют, и аплодисменты зрителей для нас здесь были огромной наградой.
- Была ли эта роль для тебя сложной?
- Сложна любая роль, если подходишь к ней ответственно. Не помню кто сказал, но на сцене надо жить, а не играть. Так что для меня эта роль была нелегкой задачей. Нерон - несчастный человек, в том смысле, что, будучи простым смертным, он возомнил себя Богом. И поверив в это, начал подгонять окружающую действительность под свои мечты. Нерон царствовал в эпоху принципата, то есть в те времена, когда глава государства считался «первым среди равных». Но именно Нерон решил, что титул Цезаря дает ему статус Бога, а Бог не просто может менять действительность, но и создавать ее заново. Цезарь приказал, сенат проголосовал, и его воля становится законом. Нерону кажется, что он – Созидатель. Разумеется, он не задумывается о том, как это выглядит для окружающих, чем платит мир за его фантазии. И страшным потрясением для Нерона становится то, что, как ему кажется, окружающие совершенно не ценят его создания. Он в шоке, когда узнает, что против него составлен заговор, а во главе этого заговора, в том числе, его любимый учитель! И Нерон приказывает Сенеке умереть. Хотя речь идет о событиях двухтысячелетней давности, психологическая картина происходящего ничем не изменилась за это время. Роль Сенеки трудная, сам спектакль поставлен в очень жесткой манере. Режиссер не раз повторял нам после очередного прогона – «жестче, жестче»! И уже в амфитеатре мы играли так, словно кусочек из античности вновь проявился на римской сцене. Наверное, поэтому нашей работе дали столь высокую оценку.
- У тебя множество прекрасной исполненных ролей. Но есть та, которая до сих пор остается твоей мечтой?
- Ролей действительно немало, но много лет моей мечтой было сыграть Сирано де Бержерака. Это совершенно необыкновенный человек, не от своего времени, до сих пор даже не поняли, кем он все-таки был на самом деле. Открою небольшую тайну: с января мы будем ставить в театре спектакль «Сирано де Бержерак», но играть его буду не я. Еще не знаю, как реализовать все то, что заложено в этом образе, но думаю, что это будет интересная работа и для меня, и для труппы.
- Желаю тебе дальнейших успехов, поздравляю с заслуженной наградой, и пусть Мельпомена всегда помогает тебе на твоем пути!
- Спасибо!
Юрий ЕФИМОВ, фото Юрия КИМА