В совещании приняли участие ответственные сотрудники прокуратуры Жамбылской области и ее приграничных районов, с кыргызской стороны — прокурор города Бишкека Нурлан Сулейменкулов, прокурор Чуйской области Руслан Нурбеков и его коллега из Таласской области Таалайбек Касымбеков, а также прокуроры приграничных районов этих областей. Участвовали ответственные сотрудники департаментов внутренних дел, Комитета национальной безопасности, таможенного контроля, военный прокурор Южного региона, транспортный прокурор, пограничники.
Открывая форум, исполняющий обязанности прокурора Жамбылской области Берик Култасов особо подчеркнул исключительную важность постоянного тесного взаимодействия правоохранительных органов приграничных областей в деле предупреждения, выявления и пресечения правонарушений и преступлений в сфере незаконной миграции, экономической контрабанды, наркотрафика, оборота оружия и боеприпасов. Увеличение миграционных потоков стало существенным фактором, влияющим на рост названных преступлений.
— Надо признать, что установленное взаимодействие между правоохранительными органами и погранслужбами двух государств осуществляется пока в рамках ограниченных мероприятий и не может способствовать эффективности принимаемых мер. На сегодняшний день остро стоит вопрос именно эффективности нашего общего противостояния различным формам преступности в околотаможенной сфере. Назрела необходимость улучшать, при четкой координирующей роли прокуроров, устранении бюрократических проволочек, межрегиональное взаимодействие наших областей. Необходимо устойчивое сотрудничество на общей границе, — отметил млдератор совещания.
«Болевые точки», исходящие от них ориентиры сотрудничества на перспективу обозначил в основном докладе Айдос Майлыбаев, заместитель прокурора Жамбылской области:
— Мы по-прежнему сталкиваемся с устойчивой системной трансграничной преступностью, ставящей под угрозу не только рост экономики региона, но и экономическую безопасность обеих стран в целом.
Докладчик остановился на имеющихся проблемных вопросах. Одним из факторов роста экономической контрабанды названа незащищенность государственных границ. Если в Казахстане предусмотрены системы безопасности, включая размещение спиральных барьеров, рвов и иных препятствий на пути контрабанды и нелегальной миграции, то со стороны Кыргызской Республики остается еще много проблемных участков, которые свободно могут использоваться для нарушения режима государственной границы и в последующем совершения преступлений. Согласно составленной прокуратурой области карте-схеме части границы, на территории Чуйской области имеется 26 уязвимых участков, в Таласской области — 21. Высказано пожелание о рассмотрении финансового обеспечения защитных работ в Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики. Предложено также установить по линии прокуратур постоянный обмен данными о номенклатуре перемещаемых в двустороннем направлении товаров, причем с соблюдением введенных в наших странах ограничений. Докладчик также обратил внимание на социальную составляющую проблемы трансграничной преступности. Это, как показал анализ, незанятость и отсутствие постоянного заработка населения в Кыргызстане, «перетекающие» в рост преступности. Не являются исключением и некоторые жители нашей области, у которых контрабанда является основным способом заработка с помощью услуг так называемых «сумочников». На территории постов Кордайского и Меркенского районов привычным явлением становится массовое скопление граждан на нейтральной территории с целью малогабаритного проноса товаров «для личного пользования». Предложено ужесточить порядок экспорта в Республику Казахстан недекларируемых товаров для дальнейшей транспортировки мелкими партиями. В этой связи необходимо тесное взаимодействие пограничных и таможенных служб.
Есть отдельные нерешенные вопросы в сфере миграционного законодательства. Неконтролируемая трудовая миграция из КР способствует проникновению криминальных элементов, отрицательно влияет на уровень занятости коренного населения. По данным, приведенным А. Майлыбаевым, за 2012–2014 годы в нашу область временно въехали 30 440 граждан Кыргызстана, из них лишь 65 получили разрешение на трудовую деятельность. В 2013–2014 годах гражданство получили 3157 человек, вид на жительство — 13 355. У многих из них единственной целью является материальное обогащение в форме получения социальных выплат на территории Казахстана. С целью установления необоснованности данных выплат прокуратурой области в адрес компетентных органов Кыргызстана направлены соответствующие запросы, но ответов по сей день не поступило. Более того, как отметил докладчик, на территории приграничных Кордайского и Меркенского районов выявлены факты подделки и использования подложных миграционных карт. За девять месяцев текущего года по ним против граждан Кыргызстана возбуждено 12 уголовных дел.
— Преступники всегда искали и будут искать новые пути оборота контрабанды, используя даже тех, кто по долгу службы обязан этому противостоять. В этой связи необходимы расширение и укрепление межгосударственной правовой базы сотрудничества, тесное объединение силовых и разведывательных структур наших государств, способных сообща обмениваться оперативной информацией, проводить совместные профилактические и оперативно-розыскные мероприятия и специальные операции. Нужно внедрять научное и информационное обеспечение сотрудничества, совместную подготовку кадров и повышение квалификации специалистов. В целом нужна полная консолидация сил, — резюмировал Айдос Майлыбаев.
Далее совещание продолжалось в закрытом режиме. Его результатом стало принятие итогового документа, включающего в себя достигнутые договоренности.