За полвека с лишним эти подмостки повидали многое, но академические театры на них были нечастыми гостями. Неслучайно с таким энтузиазмом наши театралы восприняли весть о приезде одного из ведущих театральных коллективов страны. Их надежды полностью оправдались.
Краса и гордость старой Астаны
Государственный Академический русский драматический театр имени Максима Горького в Астане является самым старым в Казахстане. Он создан в далеком 1899 году в городе Акмолинске (ныне Астана). Для его основания городская управа ассигновала 100(!) рублей. Такая же сумма была выделена купцом-меценатом Кубриным. Этих денег хватило для закладки фундамента. Изначально здание планировали отдать под гимназию, для чего оно и проектировалось. Но было куплено для театра, который с этого момента получил свой официальный статус. Поначалу это было двухэтажное кирпичное строение с интересной, типично русской классической архитектурой XIX века. Уже в XX веке особняк несколько раз перестраивали. В ходе одной из реконструкций к зданию были добавлены третий этаж и пристройка со стороны двора. При этом была сохранена оригинальная архитектура, присущая прошлым вариантам фасада. В таком виде здание и по сей день выглядит величественно и изящно, является памятником старины, одной из важнейших исторических ценностей Астаны, местом паломничества туристов.
В ряду ведущих театров Казахстана
Первый спектакль, поставленный в приобретенном для театра здании, носил название «Вспышка у домашнего очага». Это был водевиль в одном действии литератора Федорова. В этом театре свои драматические произведения ставил Сакен Сейфуллин, который к участию в спектаклях широко привлекал казахскую молодежь. После Великой Отечественной войны, кроме привычной для зрителя советской и зарубежной драматургии, репертуар театра пополнился произведениями казахской литературы – «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» и «Алдар-Косе». 60-е годы прошлого века ознаменовались постановкой спектакля «Сакен Сейфуллин» по пьесе Сабита Муканова на русском языке. Постановка была представлена на республиканском смотре, где была удостоена диплома первой степени. Сегодня в репертуаре театра насчитывается более 50 спектаклей. Артисты радуют своих поклонников такими постановками, как «Здесь все свои» по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор», «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Ромео и Джульетта», «Гамлет» У. Шекспира и другими. Театр не забывает и о детях, в его репертуаре сегодня 12 музыкальных сказок для юных зрителей.
В 1957 году спектакль «Пучина» по пьесе А.Н. Островского был представлен на Всесоюзный смотр «Театральная весна», где получил высокую оценку. В 1959-м театру было присвоено имя Максима Горького. В 2007-м театр вошел в Ассоциацию русских театров. Тогда его возглавил заслуженный деятель Республики Казахстан Еркин Касенов. Под его руководством пришло признание как зрителей России и стран СНГ, так и многих стран Европы и Азии. В этом же году коллектив театра получил звание лауреата Международного театрального фестиваля в Гранаде (Испания). Четырежды он представлял свои постановки на Международном фестивале русских театров в Санкт-Петербурге. Часто коллектив на своей сцене ставит произведения русских авторов, пропагандируя русскую культуру в Казахстане. За это в 2007 году народный артист С. Матвеев, заслуженная артистка Казахстана Н. Косенко, а также Л. Абасова были удостоены премии «Соотечественник», учрежденной правительством Российской Федерации. В 2008 году в Пекине прошел III Международный театральный сезон, посвященный творчеству Уильяма Шекспира, на котором драматический театр имени Горького из Казахстана стал единственным представителем СНГ. Сейчас его коллектив каждый год принимает участие в фестивалях, получая дипломы и награды. Знаменательным в истории театра стал 2012 год, когда усилия Еркина Касенова по его развитию и популяризации за пределами Казахстана были по достоинству оценены. Театр получил высшее звание - «Академический».
Встречали как лучших друзей
Гастроли столичного театра в Таразе стали своеобразным ответом на недавнее, в ходе Дней культуры Жамбылской области в Астане, посвященных ее 20-летию, выступление нашего русского драматического театра на старейшей сцене Казахстана. Как оказалось, это было не «протокольной» вежливостью, а проявлением настоящей человеческой и творческой дружбы, завязавшейся между двумя коллективами. Именно в таком ключе прошла оригинальная встреча гостей у гостиницы «Жамбыл». У только что прибывших поездом астанчан усталость как рукой сняло. Сияя улыбками, они подпевали местной театральной молодежи, исполнившей песню о Жамбылском театре под мелодию «На Большой Каретной», а потом все вместе лихо отплясывали эстрадный танец.
В дружескую встречу коллективов театров Астаны и Тараза практически вылилась ранее запланированная пресс-конференция, состоявшаяся утром в фойе театра. Гостей и участников сердечно приветствовали Зубайра Сембина, заместитель руководителя управления культуры, архивов и документации акимата Жамбылской области, Камат Касенов, художественный руководитель Жамбылского областного русского драматического театра, а затем микрофон был предоставлен гостям. Директор и художественный руководитель ГАРДТ имени М. Горького Еркин Касенов, удостоенный почетных званий «Қазақстанның еңбек сінірген қайраткері» и «Мәдениет қайраткері», с волнением подчеркнул, что в 1986-1989 годах он работал молодым актером в Джамбулском театре, отметил его быстро растущий творческий уровень за последние годы.
- Я высоко ценю ваш театр, который успешно выступает на академических сценах республики и так же успешно представляет Казахстан на международных фестивалях,- искренне признался Еркин Тлеугазинович.
Отвечая на вопрос о репертуарной политике современного театра, Заслуженный артист РК, главный режиссер театра имени Горького Бекпулат Парманов обозначил свою позицию:
- Театр должен выполнять просветительскую функцию, а значит, надо ставить спектакли, написанные о человеке и для человека.
Ведущая актриса, мастер сцены Людмила Крючкова добавила:
- Театр обязательно должен напоминать человеку о том, что он человек, будить в людях сочувствие, сопереживание, содействие в лучшем смысле этих понятий.
Пресс-конференцией гости не ограничились. В течение двух дней гастролей они давали мастер-классы для молодых жамбылских актеров: Б. Парманов - по режиссуре и сценическому движению, Л. Крючкова – по сценической речи.
Третье слово дикаря – ЛЮБОВЬ!
Благодаря специальному гастрольному проекту в честь 20-летия Астаны, жамбылцам представилась уникальная возможность встречи с лучшими спектаклями Академического театра имени Горького: любимицей столичной, да и нашей публики, искрометной комедией Кена Людвига «Примадонны» и мелодрамой о первой любви «Дикарь. Третье слово» испанского поэта и драматурга Алехандро Родри́геса А́львареса (псевдоним Алехандро Касона). О первом спектакле в постановке Жамбылского областного русского драматического театра мы уже писали на страницах «Магнолии», а вот со вторым произведением наши читатели вообще не знакомы. О нем и речь.
Спектакль «Дикарь. Третье слово», написанный в 50-е годы прошлого века, посвящен вечной теме любви и молодости. Поставленный режиссером, заслуженным артистом РК Бекпулатом Пармановым, спектакль повествует о столкновении чистого, непосредственного мировосприятия выросшего в горной деревушке, рано лишившегося матери, а в юношеском возрасте - и отца Пабло (артист Максим Ященко), с жестоким, алчным, лживым миром шумного города. Здесь сирота живет и воспитывается в богатом доме тетушек Матильды (артистка Зинаида Абаназиди) и Анхэлины (артистка Мария Бандышева). Для обучения безграмотного племянника и привития ему хороших манер тетушки приглашают на работу в дом выпускницу университета Маргариту (артистка Анастасия Воронцова). В процессе занятий и общения между молодыми людьми возникает искренняя дружба, которая постепенно перерастает в более глубокое чувство. Однако на пути к счастливому (по законам жанра) финалу герою придется преодолеть немало препятствий. Ведь в «цивилизованной» городской жизни, где не только встречают, но и провожают «по одежке», Пабло считают неотесанным дикарем. Пришедшие на 25-летие молодого человека профессор-антрополог (артист Александр Корженко), его жена донья Лола-Лулу (артистка Лариса Лебедева) и дочь Хосэфина – Фифи (артистка Оксана Бойко) позволяют себе всячески унижать Пабло. Распоясавшийся профессор вообще устраивает «тестирование» имениннику, по результатам которого причисляет его к дикарям полинезийского типа из-за любви к охоте и рыбалке.
Но здесь произошла осечка. Как сказала при их первой встрече утонченная и проницательная Маргарита (в устах воспитанника ее имя звучит как Марга): «Дикарь увидел солнце и не упал на колени. На этот раз солнце увидело чудо». Чудо произошло за год, Пабло не только научился свободно писать и читать, делать математические расчеты, но и распознавать ложь жестокого и лживого мира. К тому же научиться хорошим манерам намного проще, чем быть искренним и человечным. Профессор и его семейка посрамлены и ретируются с праздничной вечеринки. Не проходит задуманная афера и у кузена Пабло-Хэлио (артист Сергей Маштаков), который в университете имел отношения с Маргаритой и, приехав в дом родственников, шантажирует ее, грубо заставляя добиться подписи «неграмотного», но ставшего богатым наследником Пабло на документе в свою пользу.
Идущая более двух часов пьеса, пронизанная тонкими лирическими нотами, силой открытости, молодого авантюризма и романтического пафоса, завораживает, проходит на одном дыхании. В этом заслуга столичных мастеров сцены, которые не играли, а просто жили жизнью своих ярких персонажей и прекрасно воплотили замысел автора, который приходит к выводу: «Где бы ни жил человек, рано или поздно он придет к осознанию простой истины: смысл человеческого существования можно выразить всего тремя главными словами: ЖИЗНЬ. СМЕРТЬ И… ЛЮБОВЬ».
Любовь Пабло и его Марги восторжествовала в финальном поцелуе, а вместе с ней долго не смолкающие овации, возгласы «браво!» и цветы от акима города Тараза и зрителей вышедшим на поклон артистам. Благодарственное письмо коллективу горьковцев с низким поклоном вручил председатель Русской общины «Радонеж» Михаил Платов. До новых встреч, театр имени Горького!
Михаил БУНИН, фото автора