В Жамбылской области выбрали лучших работников фармацевтической отрасли.
Конкурс «Лучший провизор» проводится ежегодно по инициативе Департамента Комитета фармации МЗ РК в преддверии профессионального праздника медицинских работников. В региональном этапе конкурса приняли участие провизоры аптек ТОО «Жасулан и К», «Назар», «Амир и Д» и «Садыхан». Второе место присуждено провизору аптеки ТОО «Жасулан и К» Алие Балжановой. Третье место поделили провизор аптеки ТОО «Назар» Шахзада Садыкова и провизор ТОО «Садыхан» Замира Рахметуллаева. Лучшим провизором Жамбылской области 2018 года признана провизор аптеки ТОО «Амир и Д», заместитель директора по качеству Назима Курманбаева. Представляем вниманию наших читателей интервью с победительницей.
- Назима Салихановна, расскажите, как Вы пришли к этой профессии?
- Я уже с детства твердо знала, какой будет моя будущая профессия. Моя мама работала в аптеке, и я очень много времени проводила с ней. Мне нравился запах лекарств, завораживал процесс изготовления препаратов, и вообще все привлекало в аптеке. Можно сказать, что обучаться фармацевтическому делу начала уже тогда. Наблюдала за работой мамы, помогала ей раскладывать на полках лекарства. После окончания школы в 2003 году поступила в Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова на факультет «Фармация». Будучи студенткой работала стажером в аптеке, чтобы лучше изучить лекарственный ассортимент. Получив диплом, встала «за первый стол», то есть начала отпускать клиентам лекарственные препараты и консультировать. Затем долгое время работала медицинским представителем от фармацевтической компании. Получила огромный опыт, приобрела навыки общения с людьми и налаживания контактов. Но душа лежала больше все-таки к работе «первостольника». В 2014 году устроилась провизором в компанию «Амир и Д».
- В настоящий момент Вы занимаете руководящую должность. Как Вам, молодому специалисту с небольшим стажем работы, удалось так стремительно продвинуться по карьерной лестнице?
- За это я благодарна нашему руководителю - директору компании «Амир и Д» Карлыгаш Каймолдаевой, которая доверила мне административные позиции, а значит, оценила мои профессиональные качества. Через два года работы в компании меня назначили заведующей аптекой при городской поликлинике № 6. Этому предшествовало еще одно неожиданное для меня событие – по итогам года номинировали лучшим молодым специалистом компании. Затем последовало назначение заведующей складом. В моем подчинении оказалось еще больше людей, больше стало материальной ответственности. В прошлом году вступила в должность заместителя директора по качеству. Это тоже было очень неожиданно для меня.
- Какие обязанности теперь на Вас возложены?
- Контроль за качеством реализуемого товара – одна из важнейших задач любой фармацевтической компании. Необходимо проверять качество закупаемого товара, следить за правильной организацией хранения, транспортировки и отпуска лекарственных препаратов. В целом вся эта работа входит в единую систему управления качеством. Кроме того, проводим мониторинг побочных действий в случае обращений пациентов с жалобами. Чаще всего причинами побочных явлений становятся неправильный прием лекарств, отклонение от прописанной врачом схемы, нарушение дозировки, другие факторы.
- На сегодняшний день современная медицина столкнулась с такой ситуацией, что с каждым годом увеличивается количество лекарств, отпускаемых без рецепта. Помимо этого, люди склонны к самолечению, и чаще всего, в первую очередь, бегут в аптеку в надежде, что там помогут. Существует ли риск того, что будет продан неправильный или не нужный пациенту препарат? Какие требования предъявляются сегодня к провизору?
- В этом, пожалуй, и заключается главная сложность нашей профессии. Провизор должен уметь определять потребности покупателя и предоставлять ему грамотную консультацию по рациональному применению лекарственных препаратов. Однако, прежде чем продать лекарство, специалист аптеки обязан определить, подлежит ли заболевание самостоятельному лечению или следует обратиться к врачу. Каждый «первостольник» должен хорошо знать основные симптомы наиболее распространенных заболеваний, обеспечивать покупателя достоверной информацией по поводу дозировки, способов приема, возможных аллергических реакций и других побочных эффектов. Провизор также должен знать основные показания и противопоказания к применению лекарственных средств, методы оказания первой помощи, нормативную документацию и еще многое другое. Кроме профессиональной подготовки, работник аптеки должен быть максимально вежлив и тактичен с покупателями. Профессия провизора, как и врача, не допускает ошибок в работе. Люди доверяют нам свое здоровье и ждут реальной, быстрой помощи.
- Спасибо за интересную беседу. Желаем Вам достойно представить нашу область на республиканском этапе конкурса «Лучший провизор»! И, конечно, победы, только победы!
Екатерина САФОНКИНА, фото автора.