О деятельности департамента по контролю в сфере образования Жамбылской области рассказала на брифинге в региональной службе коммуникаций его руководитель Дамеш Ускумбаева.
В целях недопущения коррупционных рисков департамент направляет утвержденный план мер государственного контроля в организациях образования в прокуратуру Жамбылской области и департамент Национального бюро по противодеиствию коррупции по Жамбылской области.
В августе 2017 года между департаментом и департаментом государственных доходов по Жамбылской области заключен меморандум о взаимном сотрудничестве по проведению проверки реализации социальных государственных программ.
Проводится также внутренний анализ коррупционных рисков деятельности департамента, информация о результатах анализа направляется в департамент Агенства по делам государственной службы и противодеиствию коррупции по Жамбылской области.
Отдельно проводятся встречи с руководителями организаций технического и профессионального образования по вопросам лицензирования образовательной деятельности, оказания государственных услуг.
Департамент включен в пилотную программу - мобильное приложение «Qamqor», которое является инструментом оперативного диалога между гражданином и государством и дает возможность оперативно реагировать на сложившиеся ситуации.
Прием граждан проводится два раза в неделю, но при необходимости осуществляется ежедневно. В департаменте работает телефон доверия, установлен ящик для жалоб и предложений, на официальном сайте размещен блог руководителя.
С начала 2018 года осуществлены 43 меры государственного контроля: 39 выборочных проверок, четыре - внеплановых по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц.
Приказом № 648 министра образования и науки Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года сроки государственной аттестации организаций образования, запланированной на 2018 год, перенесены на 2019 год.
До 20 мая в 39 организациях образования проведены выборочные проверки (37 школ, два колледжа). По итогам проверок в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» возбуждены 44 административных дела, наложены административные штрафы в размере 1085 месячных расчетных показателей (2 609 425 тенге). Приостановлено действие лицензии 15 организаций образования, выданы письменные предписания.
В текущем году от физических и юридических лиц в отношении руководителей организаций образования поступили 20 заявлений, по которым в четырех организациях образования проведены внеплановые проверки. По их итогам в отношении одного должностного лица возбуждено административное дело и наложен административный штраф в размере 10 месячных расчетных показателей, что состовляет 24050 тенге. По фактам, указанным в 16 заявлениях, рассмотрение которых не входит в компетенцию департамента, обращения направлены в соответствующие государственные органы.
Государственная услуга «Выдача лицензии на занятие образовательной деятельностью» осуществляется через информационную систему «Государственная база данных «Е-лицензирование». Форма оказания государственной услуги - электронная. С начала текущего года поступили 255 заявлений, из них 96 отказано. На получение приложения к лицензии ( открытие новых специальностей) поступили 127 заявлений, из них 64 отказано. Основные причины отказа - неполное представление документов в соответствии со стандартом государственной услуги соответствующим нормативным актам.
Государственная услуга «Апостилирование документов об образовании (оригиналов)» осуществляется через центры обслуживания населения. В 2018 году поступили и оформлены 60 документов.
Департамент принимает также уведомления о начале или прекращении осуществления деятельности в сфере дошкольного воспитания и обучения. Начиная с текущего года в случае неуведомления департамента организация дошкольного воспитания и обучения не сможет участвовать в конкурсе по размещению государственного заказа.
Одними из основных функций департамента являются организация и проведение внешней оценки учебных достижений (ВОУД) в организациях образования. По итогам ВОУД средний балл в четвертых классах составил 19,5 (республика – 19,9), девятых – 40,7 (республика – 38,7), 11 классах – 66,1 (республика – 63,8).
С этого года показатели ВОУД включены в государственную программу развития образования Республики Казахстан.
Попечительский совет - одна из форм общественного контроля, обеспечивающая диалог между родителями, общественностью и администрацией школы о том, как сделать жизнь в школе лучше. Это один из важнейших органов в организации внутренней жизни школы, вплоть до согласования учебных программ и кандидатуры директора.
На сегодняшний день информация о создании попечительских советов в 389 школах области из 450 (86,4 процента) размещена в Интернет-ресурсах местных исполнительных органов.
Министерством образования и науки Республики Казахстан пять школ области определены опорными школами по эффективной организации работы попечительских советов (школа-гимназия № 5, средняя школа № 47 города Тараза, средняя школа № 2 района Т. Рыскулова, школа-гимназия № 1 Жуалынского района, школа-гимназия № 1 Байзакского района).
В феврале нынешнего года между департаментом и управлением образования акимата Жамбылской области заключен меморандум о взаимном сотрудничестве. В рамках меморандума определены задачи для достижения пяти актуальных показателей в 2018 году (качественное заполнение НОБД, устранение нарушений, выявленных при проведении выборочных проверок, создание попечительских советов, открытие новых рабочих специальностей, повышение показателей ВОУД).
В мая 2018 совместно с управлением образования акимата Жамбылской области проведен областной форум попечительских советов организаций образования.
Татьяна НИКОЛАЕВА