Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 01 окт, 09:27

Личность. Профессионал. Патриот.

— Любовь Ивановна, удалось ли, на Ваш взгляд, за годы независимости Казахстана
поднять на должную высоту статус учителя?
— Категория «статус» состоит из двух частей — это признание положения и роли учителя в обществе, а вторая часть — его материальное положение. Я считаю, что в настоящее время статус учителя неуклонно повышается в двух этих составляющих. Если взять с точки зрения зарплаты — да, она пока не у всех учителей достаточно высокая. Но наивно полагать, что у учителя со студенческой скамьи сразу будет, как ему бы хотелось, «все в шоколаде». Теперь совершенно другая система начисления заработка, зависящая в базовом окладе от квалификации (категории) педагога, которую он должен подтверждать каждые пять лет, учебной нагрузки и других составляющих.

— Многие годы наша школа находится в состоянии, если можно так сказать, «хронической» реформы. От учителя требуют выдавать каждый год постоянные новации — это стало критерием его работы. Как Вы думаете, не пора ли остановиться в затянувшемся «ремонте» образования?
— Дело в том, что испокон веков учитель остается таковым, пока сам учится. Для творчески работающего над своим теоретическим уровнем и методическим мастерством учителя сейчас открыты все возможности. Возьмем хотя бы трехмесячные курсы повышения квалификации по программам Кембриджского университета США. Они трехуровневые, причем, возвращаясь к предыдущему вопросу, дают возможность учителю, окончившему их, получать реальные надбавки к основному базовому окладу, в зависимости от уровня, от 30 до 100 процентов. Есть опорные школы, у нас в области такими являются Назарбаев Интеллектуальная школа, школа «Дарын» (для сельских районов), для города — гимназия №1. Возможностей для роста много, надо ими пользоваться. По моему убеждению, все разговоры, от кого бы они ни исходили, о ненужности или вреде школьных реформ, — досужие вымыслы «кухонного» толка.

— А как, по-Вашему, обстоят дела с подготовкой педагогических кадров? Их почему-то постоянно не хватает…
— Начну со второй части вопроса. Парадокс действительно в том, что университеты, пединституты и педколледжи ежегодно поставляют для школ сотни, тысячи молодых специалистов. Объяснение простое — сама работа учителя очень сложная и трудная, требующая полной самоотдачи. Не всякий человек с дипломом в кармане может найти себя и утвердиться в педагогической профессии. Что же конкретно касается нехватки кадров, я бы подошла к этой проблеме осторожно. Участвуя в работе городской и областной августовских конференций учителей в этом году, я слышала от докладчиков, что школы города укомплектованы кадрами полностью, но есть свободные вакансии в сельских школах. В любом случае я могу об этом уверенно говорить как куратор десятка городских школ по линии постоянной комиссии по образованию совета организации ветеранов.

— Теперь, пожалуйста, о качественной стороне вопроса?
— Я бы сказала, уровень явно недостаточный в теоретическом плане, и особенно в плане педагогической практики. Почему-то на нее, как и в прежние времена, отводится мало времени. Молодые специалисты, к сожалению, приходят в школы беспомощными. Сейчас, когда повсеместно внедряется дуальное образование, самое время устранить этот изъян. Можно же студентам старших курсов давать дополнительную работу в школах в качестве стажеров, помощников учителей для их адаптации в школьной среде, в каждодневной жизни детских и учительских коллективов. Абсолютно не лишним будет возрождение практики наставничества. В свое время я стала хорошим директором школы во многом благодаря советам и помощи такого руководителя, как Израиль Наумович Циммерман.

— В учительском сообществе, и не только в нем, не умолкают дебаты вокруг проблемы качества школьных учебников. Ваше мнение на этот счет?
— Могу сказать на примере учебников по истории Казахстана. Такое впечатление, что каждый новый учебник, а их уже достаточно много, написан по чьему-то заказу, уж слишком бросаются в глаза всевозможные разночтения, начиная с рассказов по истории Казахстана для пятого класса. Эта книга сложно преподносит элементарные вопросы. Здесь при разработке помогли бы в качестве соавторов привлеченные лучшие учителя-практики. Если говорить в целом, то учебники дорогие, их не хватает, а учитель с учениками должны применять только те и тех издательств, которые в конкретном году рекомендованы Министерством образования и науки. А почему я не могу использовать другие, если укладываюсь в государственный программный стандарт? Словом, проблема действительно существует, учебники оставляют желать много лучшего, есть над чем работать.

— Школьная форма, быть ли ей и какой быть?
— Хороший вопрос! Внешний вид человека характеризует его вкус и уровень воспитанности. Согласитесь, если нет формы, лезет всякая безвкусица. Посмотришь на иную старшеклассницу — на ней тяжелый, аляповатый макияж, массивные серьги, «супер» мини-юбка и... кроссовки. Куда делась природная красота девочки?! Я уверена, и на том стою, что школьная форма — это хорошо. А как смотрятся мальчишки в пиджаках и при галстуках! Но сейчас к этому никто «сверху» не обязывает. Быть, не быть, какой быть — все записано в уставе конкретной школы, который ежегодно утверждается педсоветом, и даже каждый класс может принять решение по этому вопросу. То есть должны договариваться родители и педагоги. Вид и комплектацию школьной формы никто не имеет права навязывать, так что может быть все просто — темный низ и белый верх. Возможно все, кроме одежды для выступления на подиуме и для посещения дискотеки.

— Ваше мнение по переходу на двенадцатилетнее среднее образование?
— Вспомните, как все буквально «в штыки» встречали одиннадцатилетку, но все утряслось, и вот уже многие годы как будто всегда она и была. Казахстан присоединился к Болонской (считайте всемирной) Конвенции по образованию; система высшего образования уже перестроена согласно ее требованиям, и мы имеем бакалавриат, магистратуру, докторантуру и прочее, а фундамент — среднее образование отстает. Поэтому нужна двенадцатилетняя средняя школа.

— Много копий продолжает ломаться вокруг ЕНТ. На Ваш профессиональный взгляд, что все-таки лучше — тестирование или экзамены по профильным предметам?
— Единое национальное тестирование. Для меня важнейшим в этом понятии является слово «национальное», что означает государственное, то есть государственная проверка знаний. При том, что учитель дает знания и сам же их проверяет, очень трудно быть до конца объективным. Проблема не в самом ЕНТ, а в том, чтобы из тестов были исключены некорректные, порой глупые, ненужные вопросы, и чтобы тестирование не создавало огромную нагрузку на психику выпускников. Надо применять опыт российского Единого государственного экзамена, который проводится не в один день по пяти предметам, как у нас, а между предметами существуют перерывы в несколько дней. Кроме того, ЕГЭ в России более прозрачен, в Интернете имеется банк данных на 600 заданий, есть даже сайт «Готовимся к ЕГЭ вместе». Я за ЕНТ, но в максимально отработанном виде.

— А что Вы скажете о закоренелой проблеме поборов с родителей на нужды школы (класса)?
— Они, к сожалению, имеют место быть, хотя давно официально запрещены. На мой взгляд, здесь присутствует некий двойной стандарт — все о запрете знают, директор школы ежегодно доводит до коллектива под роспись запрещающий приказ. Но к нему приходит делегация родителей и сообщает о наличии спонсора для замены штор в предметном кабинете своего классного руководителя... В школах действуют попечительские советы, при них — специальные фонды для спонсорских средств и прочее. Наверное, искоренять поборы надо так, чтобы стали прозрачными и доступными все статьи бюджета школы, равно как и упомянутые фонды. Тогда все станет на свои места.

— Каким Вы представляете себе идеал современного учителя?
— Это, прежде всего, личность: хорошо воспитанный интеллектуал, порядочный во всем, любящий детей, воспитывающий их на своем примере. Профессионал: педагог с классическим образованием, глубоко знающий свой предмет, умеющий передавать детям свои знания, повышающий квалификацию всю жизнь. Патриот: человек с ярко выраженной гражданской позицией государственника, приверженный политике и идеологии своей страны.

— И, наконец, что Вы пожелаете в связи с праздником коллегам?
— Самые сердечные пожелания счастья в семьях и в хороших учениках. Ведь ради этого живем и трудимся.

— Спасибо за интересные ответы.