Базовая пенсия — индивидуально
Одним из направлений модернизации является изменение порядка назначения базовой пенсии с 1 июля 2017 года в зависимости от стажа участия в пенсионной системе для всех категорий пенсионеров, в том числе из состава силовых структур.
В настоящее время базовая пенсия назначается в одинаковом размере для всех граждан, достигших пенсионного возраста, независимо от трудового стажа и заработной платы.
С 1 июля 2017 года предусматривается назначать базовую пенсию в зависимости от стажа участия в системе и при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста:
— при стаже участия граждан в пенсионой системе менее 10 лет будет предоставляться социальная пенсия, равная 50 процентам величины прожиточного минимума;
— при 10-летнем стаже участия в пенсионной системе — базовая пенсия в размере 50 процентов прожиточного минимума, за каждый год стажа сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на два процента. То есть, если стаж участия в системе составляет 20 лет, то размер базовой пенсии будет составлять 70 процентов от величины прожиточного минимума. При стаже 35 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума.
Расчет размеров базовых пенсий в зависимости от стажа участия в пенсионной системе (солидарной и накопительной):
Совокупный стаж (в солидарной и накопительной системах) |
Доля базовой пенсионной выплаты от минимальной пенсии |
10 и менее лет |
50,0% |
11 |
52,0% |
12 |
54,0% |
13 |
56,0% |
14 |
58,0% |
15 и менее лет |
60,0% |
16 |
62,0% |
17 |
64,0% |
18 |
66,0% |
19 |
68,0% |
20 |
70,0% |
21 |
72,0% |
22 |
74,0% |
23 |
76,0% |
24 |
78,0% |
25 |
80,0% |
26 |
82,0% |
27 |
84,0% |
28 |
86,0% |
29 |
88,0% |
30 |
90,0% |
31 |
92,0% |
32 |
94,0% |
33 |
96,0% |
34 |
98,0% |
35 |
100,0% |
Эти преобразования позволят решить проблему всех трех поколений участников пенсионной системы:
первое поколение включает состоявшихся пенсионеров, получающих минимальный размер пенсии, имеющих большой трудовой стаж, но не представивших сведения о доходах на момент выхода на пенсию из-за законодательно установленных ограничений. Для данной категории пенсионеров с 1 июля 2017 года будет произведен единовременный перерасчет базовой пенсии с учетом стажа участия как в солидарной, так и накопительной системах пенсионного обеспечения;
второе поколение — это лица, достигающие пенсионного возраста до 2043 года и имеющие неполный стаж участия как в солидарной, так и в накопительной пенсионной системах. Базовая пенсия в этом случае будет назначаться при достижении данной категорией лиц общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от их трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года; периода уплаты пенсионных взносов в накопительную пенсионную систему после 1998 года;
третье поколение — это лица, которые будут выходить на пенсию после 2043 года и получать базовую пенсию в зависимости от объема накоплений. Для данной категорий лиц базовая пенсия будет назначаться в случае, когда их размеры пенсий получаемых из других компонентов пенсионной системы будут ниже установленного социально приемлемого уровня пенсий.
Пенсионные аннуитеты
В соответствии с Концепцией, пенсионные выплаты граждан будут состоять из трех компонентов:
• базовая пенсия, выплачиваемая за счет средств республиканского бюджета;
• условно-накопительная часть, формируемая за счет взносов работодателей;
• накопительная часть, формируемая за счет индивидуальных взносов работников в размере 10 процентов с дохода работника.
В рамках модернизации предполагается также совершенствование системы пенсионных выплат из накопительного пенсионного фонда: при наличии у граждан пенсионных накоплений в размере менее 12 минимальных пенсий пенсионные накопления будут выплачиваться единовременно.
При наличии накоплений более 12 минимальных пенсий пенсионные выплаты из ЕНПФ будут выплачиваться по графику до их полного исчерпания, либо пенсионные накопления, при достаточности их суммы, перечисляются в компании по страхованию жизни (покупка пенсионного аннуитета), которые обеспечивают пожизненные ежемесячные выплаты пенсионеру на уровне не ниже минимальной пенсии.
При этом сохранена гарантия государства по сохранности пенсионных накоплений в отношении обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов.
По действующему сегодня пенсионному законодательству пенсионные накопления из Единого накопительного пенсионного фонда выплачиваются до исчерпания в пределах 30 минимальных пенсий ежегодно.
Пенсионные аннуитеты — часть накопительной пенсионной системы, которая дает казахстанцам право выбора источников получения пенсионных накоплений. По договору пенсионного аннуитета вкладчики Единого накопительного пенсионного фонда могут получать пенсионные выплаты пожизненно путем перевода обязательных пенсионных накоплений в страховую компанию.
Право на заключение договора пенсионного аннуитета с выплатами пожизненно имеют:
мужчины, достигшие 55 лет, женщины, достигшие 50 лет, при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии;
граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее пяти лет в районах, прилегающих к Семипалатинскому ядерному полигону, имеют право на назначение пенсионных выплат: мужчины — по достижении 50 лет, женщины — по достижении 45 лет;
женщины, родившие (усыновившие, удочерившие) пятерых и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста в 53 года;
инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
достигшие 50 лет при наличии стажа работы не менее пяти лет на работах с вредными (особо вредными) условиями труда и достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии.
С 27 августа 2013 года введена обязательная индексация выплат по пенсионным аннуитетам на уровне пяти процентов по вновь заключаемым договорам. Введенная норма не распространяется на договоры, заключенные ранее этой даты.
Минимальная достаточность для заключения договора: женщинам в 50 лет — 7 637 161 тенге; мужчинам в 55 лет — 5 481 124 тенге. Чем старше аннуитент, тем меньшая сумма требуется для заключения договора пенсионного аннуитета. Предполагается, что со временем заключение договора пенсионного аннуитета станет обязательным условием для назначения пенсионных выплат из ЕНПФ.
Источниками средств для заключения договора пенсионного аннуитета могут служить: пенсионные накопления за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, выкупная сумма в другой компании по страхованию жизни, собственные средства.
В случае, если клиенту не хватает пенсионных накоплений для заключения договора пенсионного аннуитета, он может внести недостающую сумму в компанию по страхованию жизни за счет собственных средств либо перевести выкупную сумму из другой компании по страхованию жизни.
Основные особенности получения пенсионных накоплений через страховую компанию:
• досрочное получение пенсионных накоплений, не дожидаясь официально установленного пенсионного возраста;
• возможность управлять и распоряжаться своими накоплениями, инвестируя их в различные финансовые институты, и получать инвестиционный доход, избегая инфляционного обесценивания накоплений;
• получить часть суммы единовременно до 30 процентов;
• пожизненное получение пенсии из страховой организации в отличие от ЕНПФ, который выплачивает пенсию только до достижения пенсионером 79 лет и до исчерпания;
• ежегодная гарантированная индексация страховых выплат в размере пяти процентов;
• гибкий график выплат - аннуитент может получать по желанию страховые выплаты раз в год, раз в полгода, ежеквартально или ежемесячно;
• возможность наследования аннуитетных выплат в рамках гарантированного периода (от 0 до 15 лет);
• оплата всех комиссий банка за счет страховой организации при получении выплат, переводе денежных средств.
Реформирование пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур в рамках модернизации предполагается также совершенствование системы пенсионных выплат
В мировой практике пенсионное обеспечение сотрудников силовых структур осуществляется, преимущественно, на солидарной основе. Необходимость новых решений и подходов к организации пенсионной системы военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, а также лиц, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 2012 года (далее — сотрудники силовых структур), вызвана несопоставимостью затрат на их пенсионное обеспечение с размерами пенсионных выплат сегодня и прогнозируемой неадекватностью в перспективе.
Для адекватного пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур предлагается с 2016 года осуществить следующие меры:
1) перевод на полное государственное пенсионное обеспечение всех сотрудников силовых структур, имеющих общий трудовой стаж 25 и более лет, из которых не менее 12,5 лет составляет непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных и правоохранительных органах;
2) также предоставить право на государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет для:
рядового и младшего начальствующего состава правоохранительных органов;
пенсионеров, прибывших из стран СНГ, имеющих выслугу лет более 20 лет, в размере, пропорциональном имеющемуся стажу;
граждан, впервые поступивших на службу после 1 января 1998 года и уволенных с правом на пенсионные выплаты за выслугу лет, но без права получения пенсионных выплат за счет бюджетных средств, что обеспечит единый подход ко всем сотрудникам силовых структур в вопросе пенсионного обеспечения;
3) отменить норму об уплате за счет бюджетных средств обязательных пенсионных взносов в размере 20 % от денежного содержания сотрудников силовых структур;
4) при условии перевода сотрудников силовых структур на государственное пенсионное обеспечение предлагается осуществить одномоментный возврат в доход бюджета половины их пенсионных накоплений, перечисленных за счет бюджетных средств, с сохранением другой половины на индивидуальных пенсионных счетах сотрудников в ЕНПФ;
5) для состоявшихся пенсионеров в целях исключения дисбаланса в размерах назначенных пенсионных выплат предлагается осуществить разовый перерасчет размеров ранее назначенных пенсионных выплат в неполном объеме с учетом доведения их до полного размера, приняв к зачету выслугу лет и трудовой стаж на день увольнения со службы, имеющийся в пенсионном деле (за счет возвращаемых в бюджет 50 % пенсионных накоплений).
Реализация предлагаемых мер приведет к соответствию пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур международным стандартам.
Ольга КАТИЛЕВСКАЯ,
заместитель руководителя департамента по контролю и социальной защите по Жамбылской области