Театр может сотворить с человеком чудо. Он вдруг начинает понимать те вещи, которых раньше не понимал. Искусство театра меняет характер.
Верико Анджапаридзе, грузинская актриса, режиссер, педагог.
Театр – это маленькое убежище, в котором царит неповторимая атмосфера, проводящая в совершенно иной мир, стоит только открыть дверь. Почувствовав это однажды, сюда хочется возвращаться снова и снова. Недаром театралы шутят: «Осторожно! Театр вызывает привыкание!».
В одних городах таких островков много, в других – мало. Например, в Алматы насчитывается около двух десятков театров, любительских и государственных, начиная от театров имени Сац и имени Лермонтова, заканчивая основанными молодыми энтузиастами «ARTиШОКом» и «Бункером». Последний, кстати, расположен на территории бывшего реального бомбоубежища под землей, что создает необычную обстановку: приглушенный свет, тематические граффити на стенах и трибуны вместо кресел. В Таразе театру отведено только одно здание, что делает его еще более ценным местом, своеобразным храмом любителей искусства. Вспоминается цитата русского актера Михаила Щепкина: «Театр – это храм. Священнодействуй или убирайся вон».
Мое знакомство с Жамбылским русским театром состоялось еще в детстве: помню, как строем, держась за ручки по двое, мы шли из школы в театр смотреть сказку. Тогда я даже не представляла, чем для меня впоследствии станет это место, и сколько творческих и личностных открытий я совершу, работая здесь. Репетиции изо дня в день, совместные поиски решения поставленных задач, командная работа режиссеров, актеров, балетмейстеров и художников, костюмеров и гримеров, – все это, как мозаика, составляет конечный результат – готовый спектакль, представленный на оценку зрителю.
Среди таразских театралов есть представители и старшего поколения, и совсем маленькие детки; молодежь и публика среднего возраста; взыскательные «гурманы» искусства сцены и случайно зашедшие люди, желающие провести досуг в выходной день. Наша задача - найти подход к любому зрителю, зацепить что-то внутри каждого из них. Поэтому репертуар весьма разнообразный. Много веселых детских сказок: «Волшебник изумрудного города», «Золотой ключик», «Приключения любопытного Слоненка», «Считаю до пяти», «Летучий корабль» и другие. Есть и интерактивные спектакли, где маленькие зрители принимают активное участие – помогают героям, подсказывают, выкрикивают ответы и повторяют движения. Например, веселая постановка «Маленький Мук», которая каждый раз проходит на ура.
Есть в репертуаре и модерновые постановки, рассчитанные на определенный круг зрителя: «Нерон и Я» и «Клетка». К таким спектаклям невозможно относиться нейтрально: в них либо влюбляются с первого взгляда, либо не приемлют вовсе. Здесь нужно уметь видеть философский замысел, скрытый за внешней жестокостью, и расшифровать метафоры. Такие постановки обязательно должны быть в репертуаре любого театра, они создают контраст и цепляют ту часть аудитории, которая не пойдет на комедию или классику.
Хотя классика – вечна, и наш театр может гордиться свежими постановками по произведениям русских писателей: «Беда от нежного сердца» и «Классики смеются».
Премьера танцевальной постановки «Кармен», состоявшаяся в июле 2017 года, собрала полный зрительский зал. Три месяца кропотливой работы не прошли даром, пополнив копилку театра невероятно ярким драматическим балетом. Есть проверенные временем и полюбившиеся спектакли на широкую аудиторию: «Дон Жуан», «Каждому казаху по одной жене», «Фараоны», «Выходили бабки замуж», другие. Некоторые зрители приходят на понравившиеся постановки несколько раз.
Порой, глядя на игру более опытных коллег, чувствую, как много мне еще предстоит постичь, многому научиться, и это процесс постоянный, который длится всю жизнь. Здесь не может быть предела совершенства. В этом и прелесть. Как говорил Марк Шагал: "Искусство - это прежде всего состояние души". Если в тебе живет это особое состояние, если ты чувствуешь это до мозга костей, то мастерство так или иначе придет с опытом и трудом. Но если искусство не живет в человеке как шестое чувство, как способ воспринимать мир, то прочти хоть все книги, будь теоретически подкованным, ничего из этого не родится.
Театр делает меня свободнее, помогает познавать свою природу, доставая из глубины души то, что годами закупоривалось под панцирем. Он помогает видеть нечто большее, чем наша повседневная жизнь, ты словно одеваешь очки и вдруг осознаешь, что доселе видела только маленькую часть этой реальности. Сколько же еще впереди открытий!
Ради искусства стоит жить. Это то, что объединяет, заставляет ощутить жизненную силу, энергию бытия, окунуться целиком в неизведанный мир. Это то, благодаря чему у тебя есть стимул вставать по утрам. Благодаря чему ты чувствуешь свою нужность на этой планете. Это то, что позволяет тебе, разбивая колени, падать на сцене, вступать в схватки и не чувствовать при этом боли, отдавая всего себя процессу в экстазе игры, и лишь потом, одновременно обессилев и наполнившись величайшей энергией, замечать синяки и ссадины, которые вызовут лишь улыбку, ведь они - свидетельство твоей истинной принадлежности к искусству. В такие моменты ты словно не в этой реальности: пропадает нужда во сне, пище и других телесных потребностях. Разум целиком и полностью концентрируется на творческом процессе, запуская сверхпрограмму. В эти моменты ты - творец. Совершается величайшее причастие к искусству, заряжающее как сверхмощный аккумулятор.
Закончить хочется гениальной мыслью Питера Брука, английского режиссера: «Ко мне в руки попадает целых пятьсот человек на целых два часа. На этот срок они зависят от меня. Теперь я должен сделать все, чтобы они вышли из зала чуть-чуть другими и смогли увидеть ту жизнь, которой раньше не замечали. Если их гнев и разочарование станут чуть слабее, это уже победа! Это стоит того, чтобы положить на это жизнь».
Ольга МАХИНЯ