Год только начался, а Жамбылский областной русский драматический театр вновь порадовал второй успешной премьерой.
Вслед за легкой комедией «Классики смеются» зрителю было предложено произведение Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» в постановке режиссера Камата Касенова.
- У меня это не первый спектакль в содружестве с коллективом русского драматического театра, - рассказал режиссер-постановщик К. Касенов. - В 2013 году была «Мещанская свадьба», в 2014 году - «Гамлет», сегодня мы даем «Ревизора». Сатирическая комедия, написанная в 1836 году, полтора столетия назад, у нас идет в формате буффонады. Это одна из разновидностей исторически развивающегося жанра комедии, можно сказать ее «внучка», одна из ее форм, где режиссер и актеры, говоря современным языком, могут немного «похулиганить». Сегодня этот жанр не очень распространен, так как артистам надо хорошенько его освоить и уметь правильно им воспользоваться. Я увидел актеров, их возможности, их тоску по классике, на которой можно полностью отдаться работе над образом, характером, литературным языком. Не в обиду сказано, но всего этого в современной драматургии почти не остается. Нам захотелось все вернуть. Я далек от того и не вижу нужды в том, чтобы пришивать «белыми нитками» происходящее на сцене к тому, что происходит сегодня за окном. Комедия - всегда комедия, Гоголь - всегда Гоголь. В жанре буффонады мы вернемся к актерскому мастерству, покажем истинную форму театра.
Классическая комедия всегда приводит в восторг, особенно тогда, когда ее ставит талантливый режиссер и исполняют талантливые актеры. Содержание пьесы и замысел автора тогда становятся понятными даже тем зрителям, которые по той или иной причине не знакомы с произведением (среди зрителей было много школьников, которые Гоголя еще не проходили). Поэтому о содержании – предельно кратко. Мелкий петербургский чиновник Иван Хлестаков по пути в Саратовскую губернию останавливается в провинциальном городке, где правят городничий начальник Антон Антонович Сквозник – Двухановский (артист Виктор Сукопов) и его команда чиновников, погрязших в воровстве. Изнывающие от безделья городские помещики Петр Добчинский (Виктор Майнашев) и Петр Бобчинский (Анатолий Просалович) принимают его за ревизора, специально направленного из столицы и, перебивая друг друга, докладывают об этом шефу, который срочно собирает свой штат и сообщает знаменитую «…принеприятнейшая новость – к нам едет ревизор!» Появляется он, дерзкий парень с искрящимся обаянием, а на самом деле, как о нем пишет Н. Гоголь: «Этот ветреник Хлестаков, есть та поддельная ветреная светская наша совесть, которая, воспользовавшись страхом нашим, принимает вдруг личину настоящей и дает себя подкупить страстям нашим, как Хлестаков - чиновникам, а потом пропадает так же, как он, неизвестно куда».
Вокруг этой личности крутится все происходящее на сцене. Перепуганые Городничий и чиновники раскрывши рты внимают Хлестакову, который выдает себя то за начальника департамента, то за потенциального главнокомандующего, то за знаменитого писателя. И все несут ему деньги, «взаймы». Затем Хлестаков принимается за супругу Городничего
Анну Андреевну (артистка Ольга Избасарова) и его дочь Марью Антоновну (Ольга Махиня), по очереди предлагая им «замуж». Вдоволь натешившись, Хлестаков пишет свое письмо, но не другу, как в тексте пьесы, а самому Николаю Васильевичу Гоголю (интересная находка режиссера-постановщика), где дает характеристику всей одураченной им компании, а Городничего называет «глупым, как сивый мерин», что более всего потрясает градоначальника. Прихватив с собой собранную сумму денег и впридачу Марью Антоновну, Хлестаков исчезает из города.
Гармонично подобранный актерский состав, успешно справившийся с жанром буффонады, текст, актуальность которого не пропадает в наше время, трансформирующиеся декорации, позволяющие спектаклю идти в быстром темпе, интересные по задумке сценические костюмы и бутафория, – все это сделало премьеру ироничной, полной юмора, легкой и непринужденной.
С беспощадной гоголевской сатирой звучит финальный монолог униженного Городничего: «Вот смотрите, смотрите, весь мир, все смотрите, как одурачен чиновник. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Он теперь разнесет по всему свету историю и пойдешь в посмешище. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, будут все скалить зубы, бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!.. А ну, кто первый сказал, что к нам едет ревизор?!» Занавес.
Как тут не вспомнить слова великого актера и режиссера Аркадия Райкина, который давал такое разъяснение: «Юмор – это когда страшно хочется смеяться, а сатира – это когда хочется смеяться, но страшно». В спектакле, тепло принятом зрителями, присутствовало и то, и другое. Можно поздравить коллектив театра с очередной творческой удачей.
Михаил БУНИН, фото автора