Фонд медицинского страхования приступил к исполнению поручения Главы государства, обозначенного в Послании народу Казахстана.
Фонд обозначил три важных пункта.
• Обеспечение доступности и эффективности медицинской помощи за счет развития информационных систем и мобильных приложений.
В ноябре прошлого года мы запустили собственное мобильное приложение «ФМС: Народный контроль» по оценке работы больниц и поликлиник Казахстана. Благодаря ему можно оценить работу поликлиник и стационаров, оказывающих медуслуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, по таким параметрам, как время ожидания приема, сервис, четкость и понятность рекомендаций врачей. Пользователи в свободной форме могут оставлять отзывы о всех казахстанских медицинских учреждениях. Мы будем рассматривать эти отзывы для принятия решений в отношении поставщика и формировать рейтинги клиник, что в последующем поможет гражданам выбирать лучшие, по мнению пользователей, учреждения для обслуживания.
«Народный контроль» доступен для скачивания на смартфоны, работающие на платформах Android и iOS.
Мы будем развивать мобильное приложение в части сервисных возможностей и добавления нового функционала: прикрепление к поликлиникам, оценка качества медуслуг, организация работы медицинских учреждений, возможности записи к врачу.
В последующем интегрируем данные из мобильного приложения «ФМС: Народный контроль» на официальный сайт Фонда с возможностью вывода рейтинга клиник в разрезе регионов и периода времени (кварталы).
• Второй важный пункт – оптимизация гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Этот документ утверждается Правительством. Мы подготовим свои предложения для уполномоченного органа. В целом пересматривается пакет гарантированного объема бесплатной медицинской помощи с целью перехода от малоэффективной и затратной для государства диспансеризации к управлению основными хроническими заболеваниями с применением дистанционной диагностики, а также амбулаторного лечения.
В ближайшие два года Фонд намерен заняться отбором медицинских услуг, которые войдут в перечень государственного объема бесплатной медицинской помощи и обязательного социального медицинского страхования, исходя из потребностей и доказанной эффективности и экономичности.
• Третий пункт - переход от дорогой стационарной помощи к профилактике и другим видам услуг.
Как справедливо отмечено в Послании Главы государства, современное здравоохранение должно больше ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение. По статистике 70 процентов заболеваний - запущенные критические случаи. Это приводит к росту расходов на лечение самого гражданина и государства. В наших операционных планах стимулировать стационарозамещающие услуги, и уже с 2018 года на них планируется потратить не менее пяти процентов средств ГОБМП. Существенно будут расширены профилактические мероприятия.
Касательно самозанятых. Согласно Посланию Президента Республики Казахстан, для решения вопроса качественной занятости и справедливой системы социального обеспечения необходимо предоставить больше возможностей для вовлечения людей в продуктивную занятость, а также максимально упростить процесс регистрации самозанятых, создав условия, при которых гражданам будет выгодно добросовестно исполнять свои обязательства перед государством.
По поручению Главы государства для вовлечения неформально занятого населения в экономику страны и, соответственно, в систему обязательного социального медицинского страхования на 2018-2019 годы Министерством труда и социальной защиты населения разработаны и запланированы такие организационные мероприятия, как определение единого понятия «самозанятое население» в законодательных актах; введение упрощенного порядка регистрации в органах госдоходов самозанятого населения; определение порядка налогообложения самозанятого населения, включая обязательные отчисления на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обязательное социальное медицинское страхование; усиление административных мер реагирования и контроля; определение нового порядка статистического учета самозанятого населения; вовлечение в продуктивную занятость; координация работы по цифровизации служб, обеспечивающих регистрацию самозанятых и безработных граждан; координация работ по интеграции информационных систем местных исполнительных органов с эталонными базами и информационными системами центральных государственных органов.
Самозанятым законом предоставлена возможность оплаты по минимальной ставке для получения полного пакета ОСМС.
М. БОКАЕВА, директор филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» по Жамбылской области