Жамбылские краеведы сделали сенсационное открытие.
Путешествуя по жамбылским горам, нередко можно увидеть наскальные рисунки. Их авторы будто шлют нам привет из глубины прошлых веков
Ученик 11-го класса гимназии № 40 города Тараза Артем Фальман и его научный руководитель, почетный турист Казахстана Хасина Сабитова впервые открыли для нас сразу две интересные галереи петроглифов.
Исследовательский проект «Неизвестные наскальные рисунки в окрестностях города Тараза как новые объекты туристических маршрутов» признан лучшим на городском и областном конкурсах школьных научных работ.
- В 1958 году в районе Каратауского хребта на территории Жамбылской области археолог Хасан Алпысбаев открыл стоянки первобытного человека древнекаменного века. Находки каменных орудий он передал в областной историко-краеведческий музей. Период бронзы на этой территории представлен сакскими курганами, а также петроглифами Боралдая, Койбагара, Арпаозена, Актобе, Бериккары. Хребет Каратау известен как одна из богатейших провинций наскальных рисунков Казахстана, - делится полученными в ходе исследования сведениями автор проекта.
- В урочище Карасай находится известная галерея петроглифов эпохи бронзы. Многочисленные сакские курганы в предгорной долине хребта, меркенские святилища также свидетельствуют о древних поселениях людей, - добавляет Хасина Сабитова.
Чтобы «прочесть» наскальные рисунки, Артему пришлось изучить историю исследования наскального искусства в Южном Казахстане и в Семиречье.
Наиболее известными в Южном Казахстане считаются петроглифы Арпаозена, расположенные в ущельях Каратауского хребта в Южно-Казахстанской области. Впервые они исследованы в начале 70-х годов прошлого столетия учеными М. Кадырбаевым и А. Марьяшевым.
В научных источниках юный краевед выяснил, что петроглифы Арпаозена охватывают огромный период, начиная со времен неолита, но большая их часть относится к эпохе бронзы. В Жамбылской области в ущельях Каратау М. Кадырбаев и А. Марьяшев обнаружили петроглифы эпох поздней бронзы и раннего железного века близ села Актобе на территории Жуалынского района. И сюжеты, и стилистика этих гравировок близки к петроглифам Арпаозена.
В 70-е годы ХХ века памятники наскальной живописи эпохи поздней бронзы и раннего железного века были обнаружены на территории Кордайского района в урочище Ой-Джайляу.
Жамбылским краеведам известны петроглифы в западной оконечности Киргизского Алатау в урочище Карасай. В 2015 году экспедицией «Ұлы дала елi» обследованы наскальные рисунки в ущелье Бериккара в Жуалынском районе.
- Информации об изучаемых нами петроглифах на юго-востоке хребта Каратау и в ущелье Алмалы Киргизского Алатау в литературных источниках я не нашел. Сведения о них были получены мною от местных парапланеристов. Впервые на трех участках наскальные рисунки обнаружены в 2012 году парапланеристом Максимом Сабитовым. Фотография одного из петроглифов с изображением лошадей из этой галереи впервые была опубликована в 2013 году.
Кроме этих наскальных рисунков, в ходе исследований в 2016 году я обнаружил гравировки еще на одном, четвертом, участке. Авторы петроглифов выбирали для рисунков скальные плиты преимущественно с ориентацией на юг - где не было мха. На скалах, покрытых так называемым «солнечным загаром» - патиной, - петроглифы хорошо выделялись, - говорит Артем.
Воодушевленный находкой, в прошлом году он продолжил исследования. Турист с большим стажем горных походов Вадим Ким поделился с Артемом сведениями чабанов о том, что где-то на склонах ущелья Алмалы встречались рисунки на скалах. Вместе с руководителем проекта они отправились искать их в приграничный район области. И нашли на небольших скальных выходах горных пород в нижней части ущелья Алмалы, на северных гребнях бокового хребта, находящегося на территории Казахстана. Публикаций об этих рисунках ни в литературных источниках, ни в Интернете нет. Известна галерея рисунков в ущелье Карасай, также в западной его части, но о петроглифах Алмалы сведений не имеется.
На запрос Артема в музей-заповедник «Памятники древнего Тараза» пришел ответ, что «петроглифы в юго-восточной части Каратау, как и петроглифы ущелья Алмалы в Киргизском Алатау, не внесены в официальный свод памятников Жамбылской области, не обследованы специалистами, поэтому считаются в науке пока неизвестными».
- Я очень благодарен сотруднице музея-заповедника Анне Крокошевой и ОО «Горный клуб «Жабаглы-Манас» за серьезную поддержку в ходе научной работы над проектом в течение двух лет, - говорит Артем.
В проектной работе он подробно описывает местоположение памятников. В частности, сообщает, что петроглифы юго-восточной части Каратау находятся в девяти километрах по хребту на юго-восток от перевала Куюк, примерно в 25 километрах от села Айша-биби. Добраться туда можно только на внедорожнике.
- Западнее склонов с рисунками имеется сухое безымянное ущелье, при выходе из него бьет большой родник Айнабулак, вдоль которого растут деревья боярышника и ивы. Галерею петроглифов я так и назвал - «Айнабулак», - говорит автор исследования.
В своем проекте А. Фальман с помощью GPS впервые дал точные координаты рисунков, обнаруженных на четырех участках юго-восточной части хребта Каратау, а также их описание и предварительное определение возраста петроглифов.
- Сюжеты групп петроглифов «Айнабулак» и «Алмалы» свидетельствуют о том, что древние поселенцы этих районов занимались охотой на козлов, архаров, затем приручили козлов, лошадей, собак, начали заниматься скотоводством. Охота была основным занятием.
Историки предполагают, что первобытное искусство с главной его темой - изображением различных животных - зародилось в эпоху позднего палеолита, когда получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом-символом, - приводит сведения из научной работы Артем.
Изучая сюжеты рисунков, школьник приходит к выводу, что гравировки создавались на этих участках в течение длительного времени.
- Если на одном из рисунков серии «Айнабулак» мы видим пешего охотника с дубиной, то на другом изображен охотник уже верхом на лошади с луком и стрелами. То есть мы видим развитие изобретения оружия охоты от палеолитического до неолитического времени.
По сюжетам других рисунков можно предположить, что на гравировках получило отображение возникновение скотоводства (а это важнейшая черта эпохи неолита): вероятно, вслед за лошадью происходит одомашнивание диких козлов и баранов, делает выводы юный ученый.
По его мнению, многочисленные изображения лошадей, козлов и архаров на рисунках говорят о том, что петроглифы созданы в период, когда в природе было множество этих животных, что соответствует эпохе неолита.
- Сюжеты перечисленных рисунков, характеризующие хозяйственный уклад древнего человека, также соответствуют этой эпохе. Можно предположить, что перечисленные гравировки относятся к периодам мезолита - неолита.
Один из петроглифов, где изображено много горных козлов, отличается от предыдущих техникой исполнения. По всей видимости, его контуры нанесены твердым острым предметом, скорее всего, это было металлическое орудие. Можно предположить, что гравировка относится уже к эпохе бронзы.
В галерее «Айнабулак» по степени сохранности и способам исполнения особняком стоят рисунки лошадей, изображенных в так называемом «скелетном стиле», они сделаны точечной техникой в виде линий. Такие изображения Алексей Марьяшев относит к I тысячелетию до нашей эры. Похожая гравировка с изображением лошади встречается и в галерее «Алмалы».
Сюжеты рисунков ущелья Алмалы, где изображены верблюд и всадник на лошади, показывают, что эти животные уже были приручены. Поэтому можно предположить, что петроглифы относятся к эпохе бронзы.
Древние люди часто изображали горных козлов - тау-теке. Возможно, потому, что этих животных в ту пору было очень много, это был основной объект охоты и основной источник пищи древнего человека. В то же время человек видел красоту дикого животного, об этом говорят отдельные изображения козлов, поражающие своей грацией, точностью и лаконичностью, как, например, на рисунках в Аксу-Жабаглы.
Юный исследователь отметил также разный стиль изображения животных.
- Если на гравировках галереи «Айнабулак» они в статичном положении, то на рисунках эпохи бронзы часто изображаются в движении, с проработкой деталей - наблюдается зарождение так называемого «звериного» стиля, - говорит Артем и обращает внимание еще на одну деталь: - Одной из главных характеристик петроглифов бронзы является изображение грузовых повозок и боевых колесниц, которые стали изобретением этой эпохи. В гравировках галереи «Айнабулак» колесниц нет, и мы предполагаем, что во время создания рисунков они еще не были изобретены.
Судя по мастерству художников и по сюжетам рисунков, можно сказать, что основная часть петроглифов Айнабулака более древняя, чем гравировки эпохи бронзы. Но в петроглифах Актобе и Бериккары в Каратау, которые находятся сравнительно недалеко, имеются рисунки и верблюдов, и колесниц, - делится наблюдениями Артем.
Он задался вопросом, почему такая разница? И сделал предположение:
- Известно, что природные условия играли важную роль для выбора мест поселения древних людей. В научных источниках говорится о том, что в период бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе пришел период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости. Это привело к уменьшению стока рек, что, по всей вероятности, произошло и в районе исследований. Люди, скорее всего, в период ранней бронзы уходили вдоль хребта Каратау на северо-запад к району ущелья Бериккара, где есть одноименная речка, или же на восток, на реку Аса (там, кстати, в районе станции Маймак также имеются петроглифы).
Но совсем безлюдными в районе галереи «Айнабулак» места надолго не оставались - об этом свидетельствуют несколько рисунков периода бронзы. На петроглифах ущелья Алмалы довольно часто встречаются изображения верблюдов, всадников на лошадях с оружием, а также множества козлов и баранов. Здесь нет сцен охоты пеших людей с дубинами, как в Каратау. По сюжетам этих рисунков можно предположить, что большая часть петроглифов создавалась в эпоху бронзы. Косвенно это подтверждает и то, что рисунки ущелья Карасай, которые также находятся в западной части Киргизского Алатау, археологами отнесены к эпохе бронзы, - размышляет Артем.
В своем проекте он делает вывод, что найденные петроглифы галереи «Айнабулак» на юго-востоке Каратау создавались длительное время. Большую часть рисунков можно отнести к хронологическим рамкам от верхнего палеолита до энеолита и бронзы. Особняком, как уже говорилось, стоят два рисунка, которые, вероятно, относятся к I тысячелетию до нашей эры (раннее железо).
Из истории известно, что памятников верхнепалеолитической культуры в Казахстане известно мало, и тем ценнее становится находка этой галереи в горах Каратау. Петроглифы ущелья Алмалы можно отнести к эпохам бронзы и раннего железа.
Автор проекта считает, что наскальные рисунки описанных галерей доказывают древнейшие истоки формирования казахского этноса.
Елена ЕФИМОВА, фото Хасины САБИТОВОЙ и Артема ФАЛЬМАНА. По материалам «Знамени труда»