Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 29 дек, 10:47

Балетное искусство в творчестве писателя

Балетное искусство в творчестве писателя
Свою литературную деятельность Мухтар Ауэзов начинал как драматург, в 20 лет написав первую пьесу «Енлик-Кебек» по следам подлинных исторических событий, произошедших в XVIII веке на родине писателя.  

Этой пьесой открыл свой занавес  первый казахский драматический театр в 1926 году, ныне носящий имя Мухтара Ауэзова. Впоследствии для первого музыкального театра (ныне ГАТОБ имени Абая), открывшегося в 1934 году, он написал либретто первой казахской музыкальной комедии «Айман-Шолпан», а также появились либретто опер, рожденных под его пером. Зарождение первого национального балета «Калкаман и Мамыр» также связано с его именем. 
 
Балет «Калкаман и Мамыр» создан в 1938 году по одноименной поэме Шакарима Кудайбердыева на основе народной легенды. Автор либретто - М. Ауэзов. Для постановки спектакля были приглашены молодой композитор В. Великанов из Петербурга, балетмейстер Л. Жуков из Большого театра СССР. Для оформления балета специально из Узбекистана был приглашен Урал Тансыкбаев, народный  художник Узбекистана, действительный член АН художеств СССР, известный художник-пейзажист, казах по происхождению, живший в Узбекистане.

Композитор В. Великанов использовал богатый казахский музыкальный фольклор для сцен лирического и драматического содержания, каждый музыкальный образ раскрывал психологию персонажей балета. Например, для образа главной героини Мамыр музыкальное воплощение получили   лирические народные песни «Гайни», «Женгешей», «Уридайсаулем», «Жетиарал».

В роли Мамыр выступила Шара Жиенкулова, первая танцовщица казахского балета, народная артистка Казахстана, которая, не обладая основами классического балета, танцевала в ичигах и национальном костюме, свою роль исполняла в более бытовом плане. Неповторимыми пластическими движениями она смогла передать в танце и лиризм, и драматизм образа Мамыр. Другая исполнительница роли Мамыр Б. Сайфутдинова танцевала на пальцах и в балетных костюмах. Учитывая техническую подготовленность двух разноплановых танцовщиц, балетмейстер поставил для них разную хореографию. Калкамана танцевали Г. Измайлов, Л. Жуков.  Дирижировал первым спектаклем Ф. Кузьмич, режиссер - К. Жандарбеков.

Премьера состоялась 24 июня 1938 года: балет в трех действиях с прологом. Из народного сказания в основу либретто взят конфликт, типичный для патриархального общества, – обычай лавирата, по которому невеста жениха, умершего до свадьбы, отдается в жены его ближайшему родственнику. М. Ауэзов, полностью сохранив сюжет поэмы, изменил лишь ее концовку. В   поэме молодые герои Калкаман и Мамыр гибнут, а в либретто они побеждают в борьбе с родовыми законами, одержав победу над угнетателями. 

Постановка первого национального балета широко освещалась в средствах массовой информации. В частности, автор Левина в газетной статье писала: «Балет "Калкаман и Мамыр” – крупная, серьезная победа.  Победа композитора В. Великанова и либреттиста М. Ауэзова, заслуженного артиста РСФСР Л. Жукова и первой танцовщицы казахского балета народной артистки Шары Жиенкуловой. Это победа всего коллектива, который в спектакле показал свои волю и стремление к овладению сложной техникой танца. Это крупная победа художника Урала Тансыкбаева, благодаря которому на сцене мы видели подлинный Казахстан… В творческом содружестве – залог успеха спектакля. Спектакля смелого, волнующего, лишенного традиционных штампов и положений».

Следующий балет появился благодаря пьесе писателя. Известная трагедия «Карагоз» написана М. Ауэзовым в 1926 году. Несколько десятилетий она идет на сцене главного казахского драматического театра, а также в областных драмтеатрах. В 1987 году композитор Газиза Жубанова написала музыку для балета по драме М. Ауэзова.  Премьера балета «Карагоз» состоялась 5 декабря 2014 года на сцене театра «Астана-Опера». Режиссер-постановщик - Вакиль Усманов (Австрия), дирижер - Абзал Мухитдинов. Балет имеет подзаголовок «Драматические страницы любви». В основе сюжета - любовный треугольник: Нарша – Карагоз – Сырым. Острохарактерный персонаж – бабушка Моржан, горячо любящая Карагоз, но и свято хранящая законы предков. Два действия, девять картин с прологом и эпилогом. Исполнители: Карагоз – Мадина Баспаева, Айгерим Бекетаева иАнель Рустемова, Сырым – Бахтияр Адамжан иАрман Уразов, Нарша – заслуженный деятель РК Таир Гатауов, Моржан, бабушка Карагоз – заслуженный деятель РК Гаухар Усина. Художники-постановщики - С. Тасмагамбетова, П. Драгунов. Премьера балета и последующие спектакли прошли с большим успехом. По мнению Е. Долинской, доктора искусствоведения (Москва): «Каждый из представленных образов наделен своим хореографическим языком с закрепленным типом движений». Палитра драматических произведений Мухтара Ауэзова настолько богата, что нас еще ждут впереди новые открытия на оперной и балетной сценах. 

Фатима ОРАЗБЕКОВА, старший преподаватель ТарГУ  им. М.Х. Дулати, член Союза журналистов РК