В нынешнем году государственную аттестацию не прошли 20 учреждений образования Жамбылской области.
Всего же, как рассказала в ходе брифинга в региональной службе коммуникаций руководитель департамента по контролю в сфере образования области Дамеш Ускумбаева, проверка на соответствие требованиям государственного стандарта образования проведена в 52 организациях из запланированных 155. Аттестация остальных учреждений перенесена на 2018 год. Основными причинами неаттестации трех детских садов, 16 школ и одного колледжа спикер назвала слабую материально-техническую базу и низкие результаты оценки знаний и умений обучающихся, которые выявлены во время тестирования. С целью устранения нарушений на основании Предпринимательского Кодекса РК проведены 63 внеплановые проверки. В связи с неисполнением предписаний, выданных по устранению нарушений, возбуждены административные дела в отношении 10 должностных лиц. Руководители семи учреждений образования по решению суда заплатили штраф в размере 105 МРП.
- Аттестация организаций образования проводится один раз в пять лет по 11 утвержденным пунктам. Однако со следующего года стандарт изменится: во время аттестации больше не будут учитываться такие критерии, как результаты промежуточного тестирования учащихся, а также уровень материально-технической базы. Это были самые проблемные вопросы, из-за которых учреждения образования не могли пройти аттестацию. Не всегда директора виноваты в том, что, к примеру, в школе нет столовых, спортзалов, кабинетов физики и химии, которые соответствовали бы стандарту. В области 64 школы признаны аварийными, их здания построены еще в 30-х, 40-х и 50-х годах прошлого века. Этот вопрос у нас на контроле, районные акиматы и управление образования также знают о проблемах. Необходимо строить новые учреждения образования, на эти цели каждый год выделяются средства, - отметила Дамеш Чайхиевна.
В некоторых районных школах существует проблема дефицита педагогических кадров. Особенно не хватает учителей математики, русского языка и литературы, технологии, физики и химии. В результате сложившейся ситуации один учитель ведет помимо своего предмета еще одну дисциплину, не соответствующую его профилю. Понятно, что на такие меры директора идут вынужденно. Однако это прямое нарушение, и в данном случае, чтобы избежать в будущем предписаний и штрафов, учителям необходимо пройти курсы повышения квалификации по второму предмету и получить право на его ведение. Д. Ускумбаева подчеркнула, что разрешается это делать только в малокомплектных школах. В общеобразовательных же средних учебных заведениях каждый педагог должен вести строго свой предмет. В будущем проблему нехватки учителей поможет решить подготовка в вузах специалистов по двум смежным дисциплинам (математика-информатика, физика-математика, история-география). Таразский педагогический университет уже начал обучение студентов по данному направлению.
Департамент по контролю в сфере образования Жамбылской области оказывает два вида государственных услуг: «Выдача лицензии на занятие образовательной деятельностью» и «Апостилирование документов об образовании». В 2017 году через информационную систему «Государственная база данных «Е-лицензирование» поступило 292 заявления, из них по результатам рассмотрения отказано 129 заявителям. На апостилирование, то есть подтверждение подлинности казахстанских дипломов о среднем, специальном или высшем образовании при выезде за границу для дальнейшего обучения или работы поступило 110 документов.
Департамент на постоянной основе продолжит осуществлять работу по контролю качества образования, обеспеченности материально-технической базы, учебниками, организации и проведению внешней оценки учебных достижений в общеобразовательных организациях и высших учебных заведениях, рассмотрению жалоб, решению вопросов с аварийными и трехсменными школами, дефицитом ученических мест.
Екатерина САФОНКИНА, фото автора