Ежегодно в странах Восточной Европы и Центральной Азии у женщин, живущих с ВИЧ, рождается более 15 тысяч детей.
В странах региона число детей и подростков, живущих с ВИЧ или затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, достигло более 100 тысяч. Часть из них потеряла одного или обоих родителей, умерших от заболеваний, развившихся на фоне ВИЧ-инфекции. Часто дети, рожденные матерями, живущими с ВИЧ, оказываются на попечении государства еще при живых родителях, которые отказались от них из-за социально-экономической и бытовой неустроенности, отсутствия работы или жилья, помощи и поддержки со стороны семьи и государства.
В Республике Казахстан на 1 ноября 2017 года выявлено 514 ВИЧ-инфицированных детей от 0 до14 лет из 29466 зарегистрированных лиц с ВИЧ-инфекцией. С каждым годом количество детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, увеличивается, и потребность в помощи и поддержке таких детей становится все актуальней. Дети, растущие в семьях с ВИЧ+ родителей, подвергаются испытаниям из-за психологических переживаний родителей. Они испытывают весь комплекс негативных эмоций и чувств, которые испытывают люди, узнавшие о том, что у них ВИЧ. Это, несомненно, сказывается на их психоэмоциональном здоровье и требует своевременного вмешательства специалиста.
Для детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, характерны повышенная тревожность и наличие разнообразных страхов. Наиболее распространенными являются страх смерти родителей и страх заболеть или умереть. Для детей наиболее важным вопросом в процессе реабилитации должно быть преодоление страхов и снижение уровня тревожности. Коррекционная программа может состоять из различных направлений, но наиболее действенными методами считаются рисование детских страхов, проработка их через сказкотерапию и игротерапию. Эти методы позволяют ребенку без ощущения серьезной терапевтической работы преодолеть внутренние переживания.
Не менее важным является аспект профилактики через формирование в ребенке качеств, характерных здоровой личности.
Дети, живущие с ВИЧ или затронутые эпидемией, каждый день сталкиваются с различными проблемами, повышающими их уязвимость, при поступлении в учреждение системы образования и даже бывают вынуждены покинуть его в случае разглашения их ВИЧ-статуса.
Когда ребенок растет в семье, где один или оба родителя живут с диагнозом ВИЧ, он неизбежно является участником драмы, которую переживают родители. Он страдает и переживает весь комплекс отрицательных эмоций. Даже в ситуации, когда ребенок не встречает на своем пути дискриминации со стороны общества, он отделяет себя от окружающих, пытаясь отгородиться от возможных травматических взаимодействий. Необходимо интенсивно работать с детьми, используя разнообразные методы психокоррекции.
Любовь СПИВАЧЕВСКАЯ, врач-инфекционист Жамбылского ОЦ СПИД