Говоря научным языком, система работы в классах КРО направлена на компенсацию недостатков дошкольного психического развития, формирование общих способностей к учению через коррекцию индивидуальных недостатков развития. Это и одновременно лечебно-профилактическая работа должны обеспечить выполнение детьми с трудностями в учении требований образовательного стандарта к знаниям и умениям обучающихся школьников.
В школе, несмотря на отпускное время, собрались почти все учителя классов коррекционно-развивающего обучения. Своеобразную встречу за круглым столом открыла директор Ирина Баклагина:
— Приступив к работе в феврале, я первым делом познакомилась с таким крайне важным направлением в работе коллектива, как классы коррекционно-развивающего обучения для детей с ограниченными возможностями. Посетила уроки по всем предметам, присмотрелась к работе учителей. Ими можно восхищаться — это подвижники. Особо следует отметить заместителя директора школы Алмагуль Джаимбаеву, курирующую этот участок, которая вкладывает душу во все, в том числе и организацию работы медико-педагогической комиссии. Дети у нас, в основном, с перенесенными в детстве заболеваниями нервной системы, и потому — с задержкой психического развития. Неважно, какие у них диагнозы, им комфортно учиться у нас. Государство предоставляет им полную возможность посещать школу, на 100 процентов обеспечивает учебниками. Вообще, в школе созданы все условия. Это не просто классы с партами, есть все предусмотренные зоны (рекреации): учебная, зона отдыха с мягкой мебелью, зеленая — с комнатными растениями, телевизор и музыкальный центр. Классы КРО заканчиваются девятым, а дальше каждому нашему питомцу открыты все пути — в 10 класс, профтехшколу, лицей или колледж. О тонкостях нашей работы лучше расскажут учителя.
Беседу продолжила Ралия Бахтиярова, учитель начальных классов коррекционно-развивающего обучения с 1996 года:
— У большинства наших детей все процессы замедлены: память, внимание, воображение, восприятие, речь, моторика. В классах от 7 до 12 учеников, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия для ускорения психических процессов. Обучаем от зоны ближайшего развития, то есть от того, что ребенок уже знает и умеет. Для закрепления устойчивого интереса к учебе используем множество приемов: релаксацию, физкультурные минутки, дидактические игры развивающего характера, учим настольным играм... В свое время педагог-новатор В. Сухомлинский говорил: «Игра — это искра, разжигающая огонек пытливости и любознательности». В результате замкнутость бесследно уходит, многие дети подтягиваются до уровня сверстников и переходят в общеобразовательные классы. Педагогический оптимизм и перспектива, любовь к детям и доброе отношение к ним делают свое дело.
Валентина Шибаева, учитель русского языка и истории в классах КРО с 2003 года, подчеркнула, что педагоги школы наработали большой практический опыт индивидуального подхода к детям с задержкой развития.
— Наша цель — не только дать учебную программу, научить устойчивому письму и чтению, но и научить жизни, чтобы они ее не пугались, не «сломались» от первого же ветра. Без преувеличения, мы закладываем ребенку внутренний жизненный стержень, чтобы он стал полноценным гражданином. Как этого добиваемся? Проводим развивающие игры по каждой теме, по каждому заданию. Упражнения на логическое мышление, головоломки и ребусы присутствуют на каждом занятии. Огромная радость видеть, как к девятому классу дети раскрываются, как бутоны цветов, и ничем не отличаются от сверстников. У нас есть прекрасные танцевальные пары, спортсмены, которых я тоже готовлю. Они обучаются медленнее и сложнее, но с безмерным удовольствием.
Татьяна Щелчкова — учитель химии и биологии в классах КРО с 2005 года:
— Ко мне, в среднее звено, приходят ученики от Ралии Нагимовны. Сложность, как и везде, — переход от одного учителя к разным учителям-предметникам. Но наши дети тяжелее адаптируются, ведь программа составлена так, что от общеобразовательной школы мы недалеко. Составляем календарный план обучения в расчете на индивидуальность каждого. Самое, пожалуй, сложное для детей — запомнить обозначения химических элементов. Очень бы помогли для тренировки и развития детской памяти интерактивные доски, которыми пока наши классы, в отличие от предметных кабинетов, не располагают.
Нина Щибунова — коррекционный психолог с 1996 года дополнила коллег:
— При правильном психологическом, педагогическом и медицинском сопровождении, а это уже задача родителей, все недостатки в развитии ребенка стираются. Этот синдром уходит: у кого-то — за год, у кого-то — за два-три, у некоторых — за пять лет. Зачастую к 12 годам дети соответствуют уровню развития своих сверстников. Наша задача — это грамотное психолого-педагогическое сопровождение. Она успешно решается через организацию условий труда, чем занимается наша администрация. У нас, я считаю, созданы почти идеальные условия. Хорошо, что есть такой специалист, как Мария Аншакова. Она владеет искусством индивидуального подхода, может подобрать ребенку индивидуальную программу его учебы и социальной адаптации.
Беседу завершила педагог-дефектолог, руководитель методического объединения учителей коррекционно-развивающего обучения СШ№18 Мария Аншакова:
— Из-за недостатка информации родители предвзято, с предубеждением и страхом относятся к классам коррекционно-развивающего обучения, поэтому я бы их лучше назвала классами индивидуального обучения. Родителям, да и общественности, нужно знать: мы не подчеркиваем, что наши дети особенные. Работаем параллельно с общеобразовательной школой, участвуем в общешкольных мероприятиях, не выделяемся, общаемся на переменках, в столовой. Наши классные часы открыты для всех и каждого. Волейбольная сборная седьмых-девятых классов заняла второе место в школе, а на межшкольных соревнованиях среди учащихся восьмых-девятых классов - первое место. В городском конкурсе поделок наши ребята взяли почетное первое место. Это ли не достижения? Венцом всей внеклассной работы у нас традиционно является благотворительный концерт, который проводят учащиеся классов КРО в пользу своих нуждающихся товарищей. Надо видеть, как дети исполняют сложные латиноамериканские танцы, поют и декламируют! В общеобразовательной школе мерило знаний — оценки, а у нас — продвижение ребенка. Когда мы переводим ученика в общеобразовательный класс — это и есть показатель качества работы всей школы.
Пользуясь случаем, директор СШ №18 и учителя классов КРО высказали ряд предложений и просьб. Нужен хотя бы небольшой спортзал со специальным нестандартным оборудованием. В программе обучения нужно увеличить количество часов на внеклассную работу, их пока по госстандарту 0,5 часа в неделю .А главное — нужно ломать стереотипное отношение родителей к этому виду обучения — будет только польза для детей.