Несколько лет назад тиражом в одну тысячу экземпляров вышла книга Асанали Ашимова «С любовью – ваш …».
В своих мемуарах легенда казахского театра и кино воспоминания называет непричесанными мыслями, опубликовать которые решил после долгих раздумий. Он пишет: «Что ж я возьмусь за это, если кому-то будут интересны взлеты, метания, интриги и наветы, шумный успех и опала, которые мне пришлось пережить…», и тут же на второй странице: «Я не люблю юбилеи. Зачастую помпезные, скучные, они похожи один на другой, а главное - до крайности лицемерны: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Но мы, зрители, в течение полувека любим своего земляка Асанали-ага искренней, народной любовью. И в книге воспоминаний мы видим тонкого, ранимого, душевного человека, трепетно относящегося к своим родным, своим корням, своему далекому детству.
Поклон матерям
Предки Асанали Ашимова - из Западного Казахстана. В тяжелые годы, спасаясь от голода, они перебрались через Кызыл-Орду в Джезказган, где родился отец актера, а в конце 30-х годов прошлого века переехали в Джамбулскую область. Асанали родился в дороге, в Келесском районе Южно-Казахстанской области, но родиной своей считает Сарысу. В книге он вспоминает, что в одной комнате жили несколько семей родственников: «Нам не было тесно, наоборот – тепло и уютно».
Так сложилась судьба, что родители отдали маленького ребенка бездетным родственникам – старшему брату отца, и свою вторую маму Алтынгуль маленький Асанали боготворил. «Когда мне пришлось жить в интернате, то бывало, всю неделю собирал для нее конфеты-подушечки, которые выдавали к завтраку. Апа радовалась, как ребенок. «Айналайын», - ласково говорила она и тут же скармливала конфеты мне». К своей родной матери Тажиханон относился с жалостью, и мамой назвал ее только в день ее смерти. С горечью автор пишет о том, что только после ее смерти он понял, что мать, которая осталась вдовой в 23 года, жила только им и ради него, единственного ребенка: «Ее выдавали глаза. Они у нее блестели от радости, когда она смотрела на меня. Встречая меня из командировок, целовала мне руки – а в лицо, лоб или голову не смела». Отец погиб на фронте, а беззаветной любви двух матерей хватило ему на всю жизнь. Благодарный сын обеим женщинам поставил общий памятник в пантеоне мавзолея святого Карабулы, что в Сузакском районе Южно-Казахстанской области.
Дитя войны
В тылу было тяжело без рабочих рук. Пятилетнего Асанали, как и других аульных мальчишек, отправляли на ток молотить зерно. Пацанов сажали на быков: «От бесконечных наматываемых кругов кружится голова, и кто-нибудь из мальчишек падает прямо на немолотое зерно, а взрослые поднимают и сажают на бычков». Утром рано их опять будили на работу. Успевал он и в школе, где однажды ему вручили награду в пять рублей за отличную учебу и хорошую работу на поле. Дома работы тоже хватало. К приходу старших надо было перемолоть чашку зерна, замесить тесто, развести огонь, вскипятить молоко. О своих святых обязанностях забыл только один раз – заигравшись с аульскими мальчишками. В тот день все остались голодными. Это был урок на всю жизнь, и с того дня, по воспоминаниям Асанали Ашимова, он никогда никого не подводил. Автор в своей книге не скрывает, что в годы войны в тылу из ста мальчишек выживал один: « Я учился в третьем классе, когда в ауле началась эпидемия кори. Школу закрыли – некому учиться. Две мои младшие сестренки тоже умерли. Когда я после болезни вышел на улицу, играть было не с кем – взрослые не успевали хоронить своих детей». Вот она, история маленького аула в Сарысуском районе, где в годы войны соблюдалась, как пишет в своей книге А. Ашимов, не социальная, а Божья справедливость: «В первую очередь пшеницу выдавали самым нуждающимся, которые этими крохами делились с депортированными в наши края людьми». Именно поэтому, по словам великого актера, добрый свет, исходящий из детства, от родного аула, не дает «зажраться» и забыть свои корни в самые- самые звездные годы моей актерской карьеры». По словам автора, он, парень из глубинки, который в 18 лет не знал таких слов, как «театр», «филармония», и все его познания в культуре ограничивались фильмами «Чапаев» и «Амангельды», и не мечтал о том, что станет народным артистом не только Казахстана, но и СССР, а в 2007 году за заслуги перед мировым кино будет награжден международной академией ЮНЕСКО орденом «Золотой орел».
Сауле СЕЙДАХМЕТОВА