Главные новости сегодня

Тараз
Курс:5.82 +0.03392.61 -2.66333.03 -1.18
Статьи 29 сен, 10:29

Светлана Гурская: «Каждый учебный год, как в первый раз»

Светлана Гурская: «Каждый учебный год,  как в первый раз»Накануне Дня учителя директор средней школы № 2 города Тараза Светлана  Гурская дала интервью, с которым мы знакомим наших читателей. 

- Светлана Богдановна, не будем нарушать традицию и вначале представимся всем тем, кто прочитает Ваше интервью. 

-  Я коренная жительница нашего города, где родилась в 1969 году в простой, можно сказать, потомственной рабочей семье. Мои дедушка и бабушка всю жизнь отдали железной дороге: строитель Турксиба, а затем машинист локомотива, участник трудового фронта в годы Великой Отечественной войны и работница локомотивного депо станции Джамбул имели звание «Почетный железнодорожник Казахской ССР». Отец, водитель грузовика в автоколонне № 2554, в свое время за особые заслуги был командирован на автозавод в город Набережные Челны, откуда  пригнал своим ходом первый в нашей области большегрузный  КамАЗ. Мама, повар высокой квалификации, работала в санатории-профилактории ГРЭС. Есть младшая сестра, Ольга Избасарова, актриса и режиссер областного русского драматического театра. К своей родословной хочу добавить, что культ труда с полной отдачей всегда существовал и продолжает жить в нашей семье. С таким воспитанием я пошла в первый класс СШ № 18, на следующий год мы переехали в поселок энергетиков Солнечный, где мама получила квартиру, я продолжала учиться в  средней школе № 34. 

- Как Вы пришли в учительскую профессию?

- Как и многие мои сверстники в те годы, я особо не задумывалась о будущем – все пути были открыты,  и это не ностальгия, а факт, перед глазами был пример до конца преданных делу родителей. Видела себя во множестве специальностей, которые нравились. За плечами средняя музыкальная школа по классу фортепиано, звание кандидата в мастера спорта по тяжелой атлетике, первенство в предметных олимпиадах. С таким багажом поехала поступать на музыкальное отделение Кызылординского пединститута. Дело случая – когда в общежитии по просьбе девчонок из села Биликуль решила им задачу по химии за второй курс института, поняла, что это мое, и поступила по специальности «естествознание» (химия, биология), ставшей любимой на дальнейшую жизнь. Окончила институт в 1991 году, была направлена в распоряжение Джамбулского гороно и начала трудовую учительскую деятельность в СШ № 18. В прошлом году отметила 25-летие своего педагогического стажа, из которого 23 года - в СШ №18, в том числе 20 лет учителем.

- Многие учителя всю жизнь посвящают только своему предмету. Они, конечно же, профессионально растут, получают категории, награды, но остаются просто учителями.  Чем обусловлен карьерный рост педагога в школе, в том числе Ваш? 

- Все целиком и полностью зависит от человека. Я считаю, что люди, посвятившие всю свою жизнь учительскому труду, не обделены жизнью и судьбой – это золотой фонд любой школы, общества в целом. Что касается лично меня, каких-то карьерных амбиций в  помине не было. Такой уж я человек, многим нравится заниматься. Была председателем профкома, организатором общественно-полезного труда, различных общешкольных мероприятий. Мне нравилась методическая работа с учителями, организация олимпиад, проектов, обучение новым технологиям преподавания. Но директор школы Ольга Лесниченко увидела во мне своего заместителя по воспитательной работе, и я была назначена на эту ответственную должность.  

-  Она Вас привлекала, нравилась? 

- Безусловно. Я  на новом уровне попала в свою среду, в  работу, очень похожую на общественную, о которой  уже рассказала, и которая очень мне пригодилась, потому что накопила в ней большой базовый опыт. Меня привлекало постоянное общение с детьми, которые хотели чему-то научиться. К примеру, мой ученик, ныне звезда казахстанской эстрады Алишер Каримов. Готовя школьные концерты, мы с ним вводили различные новшества (нужно сказать, руководство не всегда их одобряло), он меня приглашал на репетиции, спрашивал совета. Я видела, как придирчиво он относился к репертуару, сценическим костюмам и атрибутике. Когда пришло время поступать в академию искусств имени Жургенова, по моей просьбе его готовили к этому мои родственники, выпускники вуза Бекназар и Ольга Избасаровы. Видя его на телеэкране, приятно осознавать, что ты дала путевку в жизнь известному человеку. Таких примеров можно приводить множество. Как раз этим для меня была интересна работа заместителя директора школы, да и многим другим. 

- Потом Вас назначили  директором школы № 18.  Что, в связи с этим, изменилось в Вашей жизни?

- Сразу навалилась огромная ответственность, изменилось отношение к жизни, я другими глазами увидела эту должность. Все-таки, простите за каламбур, зам. – это зам., а сам – это сам. Некоторые  считают так: директор сидит в кресле, раздает указания, подписывает бумаги и все. Не жизнь, а синекура какая-то…  Все как раз наоборот. Когда окунулась в эту работу, почувствовала, что не ко всему была готова. Ты в ответе за всю школу и за все, что  в ней происходит. Приходится разбирать конфликты, разрешать, казалось бы, самые тупиковые ситуации, а для этого надо хорошо владеть законодательством. Ты постоянно на виду, отвечаешь за свой внешний вид,  слова и поступки. Поэтому я поставила перед собой задачу непрерывного самообразования и образования. Учусь, где только возможно, недавно окончила курсы медиаторов при ассамблее народа Казахстана области. Учусь у опытных руководителей.  Каждый учебный год начинаю как в первый раз,  что советую всем учителям. 

Что еще изменилось? Стало очень нелегко семье, ведь я на работе с восьми утра и до девяти вечера, если идут родительские собрания. Семья перестроилась, чтобы соответствовать мне.  Благодаря пониманию, поддержке, помощи со стороны мужа и детей я имею возможность выполнять порученную мне работу.

- Светлана Богдановна, ныне Вы возглавляете одну из старейших в области среднюю школу № 2.  Что в наше время главное в работе директора школы?

- Не вижу второстепенных вопросов, но, на мой взгляд, главное качество в работе современного руководителя – это умение принимать все решения, чего бы они ни касались, не огульно, а пропустив ситуацию или же проблему через себя, взвешенно и продуманно, на пользу делу. 

- В последнее время у некоторой части общественности принято критиковать школу в целом и молодых педагогов особенно. Мол, «школа не та, и учителя не те…» Ваше мнение по этому поводу?

- Однозначно могу сказать: «каждому времени своя школа, свой тип учителя». Мне нравится, что молодые учителя, пусть даже без особого опыта, мобильны, очень быстро адаптируются, поспевают за быстро меняющимся миром, у них развита способность  на ходу перестраиваться. Импонирует незакомплексованность учительской молодежи, если можно так выразиться, «файлы» у нее в голове не забиты отжившими свой век привычками, понятиями и догмами. А говорить о знании современной техники вообще не приходится. Вообще, на мой взгляд, молодой учитель перед учениками – это большой плюс. А вот как он сумеет перенять  у старшего поколения бесценный опыт, все лучшее и необходимое даже  в наше время, применять это на практике, зависит только от него. 

– На минувшей неделе в ходе заседания Сената Парламента РК его спикер Касым-Жомарт Токаев призвал Министерство образования и науки приостановить сплошной поток школьных реформ и осмотреться, а вместо этого заняться повышением статуса учителя в моральном и материальном плане. Ваше мнение?
 
- Знаете, я не в том статусе, чтобы давать оценку заявлениям руководства страны. Реформа школы – это, прежде всего, ее обновление в части содержания образования, она крайне необходима. Скажу по своему большому педагогическому опыту.  Преподавая биологию и химию в седьмых классах по обновленной программе, я убедилась, что курс выстроен удачно. Вообще, если ты досконально знаешь свой предмет, любая реформа пройдет безболезненно. Другое дело, и это не только мое мнение, реформу лучше было бы провести более плавно, несколько снизив ее темпы. Иными словами, менять содержание образования с первого класса и продолжать его постепенно, не затрагивая одновременно среднее звено и выпускные классы. Сразу два эксперимента в прошлом учебном году: переход на новые учебные программы и новый формат ЕНТ – это был  явный перебор. Что же касается повышения статуса учителя – я двумя руками поддерживаю. Зря убрали из Трудового кодекса возможность объявления благодарности с занесением в личное дело, в трудовую книжку – это повышало самооценку учителя. Да, учителя с большим стажем и категорией сейчас хорошо зарабатывают, чего нельзя сказать об учителе начальной школы без стажа – 40 тысяч тенге при полной нагрузке. Надеюсь, что положение изменится. 

- В завершение, пожалуйста, несколько слов о Вашем коллективе. Что Вы пожелаете ему и каждому лично, всем своим коллегам в Жамбылской области накануне Дня учителя?

- Я искренне благодарна коллективу за тепло нашей встречи, за поддержку в повышении качества знаний учащихся и результатов ЕНТ. За короткое время мы вместе многого  добились в нашем состоявшемся, опытном, патриотично настроенном коллективе. Особая благодарность моей административной команде, заместителям  директора Райхан Аптабековой,  Татьяне Щелоковой, Айгуль Смадиловой; Розе Кашкимбаевой – председателю профсоюзного комитета. Огромное спасибо руководителям предметных методических объединений: Светлане Бойковой, Людмиле Хабибулиной, Ольге Майер, Наталье Шевляковой. От всей души желаю коллегам по школе, всем работникам образовавания родного края крепкого здоровья, терпения и оптимизма, творческого роста, новых успехов в обучении и воспитании достойного будущего народа Казахстана. 

- Большое спасибо за интересное интервью! 

Беседовал Михаил БУНИН, фото автора