Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 29 сен, 10:22

Модернизация системы специальных социальных услуг

На брифинге в региональной службе коммуникаций первый заместитель акима области Бекболат Орынбеков рассказал о модернизации системы специальных социальных услуг. 

Коренные преобразования в системе социального обслуживания начаты в 2009 году с принятием Закона РК «О специальных социальных услугах».
В настоящее время на базе пяти функционирующих стационарных домов-интернатов 1110 человек охвачены специальными социальными услугами. В дневном стационаре в год более 150 человек получают специальные социальные услуги. Более чем в полтора раза увеличилось количество отделений социальной помощи на дому. Они обслуживают сегодня 2032 лица пожилого возраста и инвалидов, в том числе 1064 детей-инвалидов. Более 1700 инвалидов получают услуги в условиях полустационара и на дому в неправительственных организациях, получивших социальный заказ на оказание специальных социальных услуг.

До 2009 года специализированные учреждения финансировались не на основе нормативных затрат, а согласно смете расходов. Сегодня финансирование осуществляется исходя из видов и объема предоставляемых специальных социальных услуг и количества их получателей. 

С учетом дифференциации доходов потребителей социальных услуг введена система софинансирования клиентами оплаты за оказанные социальные услуги. С 1 января 2016 года 70 процентов пенсий и пособий лиц, находящихся на полном государственном обеспечении в домах-интернатах, направляются на покрытие расходов по их содержанию. Размеры пенсий, остающиеся у пациентов, не должны быть меньше минимального размера пенсии, а у инвалидов – не ниже величины прожиточного минимума.

Изменился и расширился состав персонала социальных учреждений. Прежде в них преобладали младший медицинский персонал и воспитатели. В настоящее время в кадровый состав социальных учреждений входят консультанты по социальной работе и социальные работники, оценивающие качество оказываемых услуг.

Организация социального обслуживания в новых условиях будет базироваться на солидарном участии в нем государства, гражданина и семьи. Будут приняты меры по активизации социальной включенности самих граждан. Это означает стимулирование собственной активности человека, предоставление гражданам (семье) возможности участвовать в решении своих проблем; будет расширена возможность получения услуг на дому. При этом будут предоставляться не только услуги общего профиля, как сейчас, но и специализированные, комплексные услуги в зависимости от индивидуального неблагополучия и потребностей.  

К оказанию услуг общего профиля будут широко привлекаться незанятые члены семей. Для них будут организованы бесплатные курсы обучения для получения соответствующего уровня знаний, умений и навыков работы с целевыми категориями граждан. 

Лица, получающие услуги на дому, в обязательном порядке будут прикреплены к медико-социальным организациям по месту их проживания. Они будут оказывать специализированные и комплексные услуги, направленные на поддержание их жизнедеятельности и/или социальной интеграции.
Предусматривается внедрение фостерного (или патронатного) ухода за детьми-инвалидами, находящимися в домах-интернатах. На определенные дни (месяцы) дети будут направляться на проживание в гостевые и/или приемные семьи. Это улучшит их адаптацию к разным условиям проживания и свободному нахождению в различных социумах, сформирует необходимые навыки самообслуживания.

Гостевыми или приемными семьями могут стать физические лица или семьи, пожелавшие принять на время детей-инвалидов.

Обязательными условиями участия в таком уходе являются наличие соответствующих условий для проживания и практический опыт членов семей по обслуживанию детей-инвалидов и/или прохождение членами семей соответствующих курсов социального обслуживания целевых категорий граждан на базах медико-социальных организаций.

Многопрофильные малые дома социального обслуживания будут создаваться преимущественно в сельских населенных пунктах с внедрением технологий партнерства семьи, государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и благотворительных организаций, других некоммерческих организаций, коммерческого сектора.

Служба «мобильные услуги» будет создана для профилактики обстоятельств и поставки компенсаторных технических, специальных гигиенических средств целевым категориям граждан, проживающим в отдаленных населенных пунктах. Основными исполнителями станут «кураторы случая» - мобильные социальные работники и работники почтовой службы. 

Будут пересмотрены действующие стандарты оказания специальных социальных услуг. Новые будут определять объем, сроки и условия предоставления услуги, ее стоимость  (подушевой норматив), показатели качества и оценку результатов. 

Основой тарифов станут фактические затраты поставщиков услуг. Их учет  планируется осуществлять на основе поэтапного внедрения индивидуальных электронных карт оказания специальных социальных услуг и учета расходов по ним.

Закуп услуг у организаций социального обслуживания будет осуществляться на конкурсной основе. По результатам конкурса будут заключаться срочные контракты на оказание услуг (на один год либо на три в соответствии с бюджетным периодом).

Государственные организации, предоставляющие специализированные услуги, для отдельных категорий граждан будут осуществлять социальное обслуживание на основе специального государственного задания. Одновременно будет осуществляться поэтапная монетизация отдельных видов государственной социальной поддержки. Для соблюдения принципа единого окна, упрощения процедур подачи заявок на получение услуг прием заявлений граждан на получение адресной социальной поддержки, проекты решения на назначения АСП и разработка индивидуальной карты трудоустройства будет осуществляться центром занятости. 

Будет создана единая база социальных работников. В ней будет содержаться информация о квалификации социальных работников, видах оказываемых ими услуг, уровне их предоставления и результатах работы. 

Единая база будет служить для предоставления потребителям услуг права выбора социальных работников, что должно повлиять на уровень их заработной платы и развитие конкуренции.
 
Татьяна НИКОЛАЕВА