Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 20 окт, 16:05

Путь длиной в 30 лет

- Александр Абрамович! Прежде всего, разрешите от всей души поздравить вас и всех учителей, учеников школы-гимназии №40 с 30-летним юбилеем! А теперь давайте попробуем вернуться в прошлое и вспомнить, как все начиналось. Итак, в школе №40 впервые прозвенел звонок…

 

- В 1981 году. Школа еще не была до конца достроена. В те времена директором школы был Александр Александрович Брух. Я пришел в школу 25-летним учителем физики, за плечами которого была учеба  в пединституте города Нижний Тагил Свердловской области, да два года работы в своей родной школе, в городе Верхняя Тура. Помню, как прошла первая линейка, мне дали классное руководство. Я завел детей в школу, передал учителям и… две недели не вел никаких уроков. Потому, что учителям-мужчинам нужно было таскать парты, устанавливать оборудование. Когда это все было позади, мы, наконец, приступили к учебному процессу. Пять с половиной лет я отработал в  школе №40 учителем. Выпуск у меня, как у классного руководителя, был один – в 1986 году. В следующем учебном году, спустя полгода занятий, меня пересадили вот в этот кабинет (смеется). С тех пор я здесь, как говориться, безвылазно.

 

- За 30 лет школа прошла путь от простого учебного заведения до лицея, а затем гимназии. Что вы считаете самым главным достижением за эти годы?

 

- Школа менялась и еще будет меняться. Самое главное достижение – это то, что А. Брух  с первых же дней своей работы собрал здесь замечательный коллектив и создал совершенно особую атмосферу. Мне довелось побывать во многих школах и не только в нашей стране, побеседовать с разными людьми, которые обучают там своих детей, но все равно возвращаюсь сюда каждый раз, как домой. Здесь уникальная атмосфера. И это заслуга Александра Александровича. Единственным его требованием было: независимо от качеств характера, ты должен работать хорошо. Нам этот дух удалось сохранить до сегодняшнего дня. Именно это я считаю самым главным достижением. И те учителя, которые приходят к нам работать, они это чувствуют. Обычно после прихода через некоторое время видно, наш это человек, или нет, сможет он здесь работать, или уйдет. И еще важное приобретение школы за годы – это творческий, работоспособный, сильный педагогический коллектив.

 

 

- Раз мы заговорили об учителях, то можно несколько слов о нынешних педагогах?

 

- Наш коллектив меняется очень мало. Основная масса – это, так сказать, учителя советской закалки. И даже если эти люди уже на пенсии, они все равно продолжают совершенствоваться – ходят на семинары, получают новые знания. Приходит молодежь, но, к сожалению, лишь некоторые остаются работать в этой сфере. Поэтому коллектив у нас «взрослый» (смеется). Я всегда говорю, что это значит - люди моего возраста, плюс-минус пять лет.

 

-А в чем, по вашему мнению, причина того, что выпускники педвузов в школы либо не идут работать вообще, либо надолго там не задерживаются?

 

- Трудность заключается в том, что статус учителя сегодня невысок. Мы, например, ежегодно принимаем на работу молодых специалистов. Берем, учим, но очень горестно становится, когда у молодого учителя только начинает все получатся, он подбирает «ключик» к детям, складываются хорошие отношения с коллегами, а он уходит. И делает это потому, что находит новое место работы – более спокойное, более высокооплачиваемое. Проблема педагогических кадров, которых сегодня не хватает, думаю, остро стоит в любом учебном заведении. Ведь из выпускников педвузов только некоторые, которые никуда не смогли устроиться, идут в школы. Считаю, что это проблема всего нашего государства и решение ее заключается в том, что, во-первых, необходимо вернуть былой статус профессии учителя, для чего освободить его от несвойственных ему обязанностей, позволить занимать обучением и воспитанием, а не хождением по стадионам и участию в субботниках. Во-вторых, нужно платить достойную заработную плату, она должна быть достаточно высокой, чтобы в учебные заведения люди стремились попасть, работать здесь, а не уйти при любом удобном случае и более выгодном предложении.

 

- В городе Алматы в школах есть так называемые классные дамы, которые занимаются исключительно воспитанием детей, а учителя-предметники в это время спокойно ведут уроки. Как вы относитесь к такому разделению обязанностей?

 

- Это здорово. Практика институтов школьной мамы, насколько я знаю, применяется лишь в некоторых школах Алматы, но результаты очень хорошие. Это правильно. Мы к этому должны прийти. Но необходимо финансирование. А этот вопрос должен решать глава города или области. Наша школа к этому немного продвинулась - у нас шесть психологов, то есть у каждого психолога по две параллели учеников. Таким образом, какую-то часть работы с классных руководителей мы сняли. Но в любом случае для одного психолога две параллели – это много. Но, повторюсь, все дело в финансировании.

 

- Каков в вашем представлении хороший учитель? Какими качествами он должен обладать?

 

- Знающий и любящий свой предмет, и самое главное – неравнодушный к детям. Жаль, что не только дети, но и родители сегодня не всегда понимают, что значит хороший учитель. Бывает, что приходят ко мне родители и жалуются, что педагог ругает детей, много им задает и якобы занижает оценки. Я в таких случаях говорю: «Если учитель только хвалит ребенка, не ругает, даже если он не выполнил домашнее задание, плохо написал работу, этот учитель – преступник. Он не хочет тратить свои силы и нервные клетки на то, чтобы в вашего ребенка что-то вложить, ему все равно. А если учитель предъявляет требования и к учителю, и к родителям, значит, он хочет, чтобы ребенок получил знания, чтобы он в жизни достиг чего-то высшего».

 

- У каждого руководителя есть свои маленькие секреты или хитрости, как грамотно управлять коллективом и компанией. Можете поделиться своими?

 

- Когда меня спрашивают о стиле руководства, я всегда говорю, что у нас в школе «демократическая тирания» (смеется). Каждый имеет право голоса, но в конечном итоге подчиняются тому решению, которое я принимаю. Не говорю, что я во главу угла ставлю свое решение, нет. Наоборот, считаю, что директор школы или руководитель какого-то учреждения не должен быть самым умным. Ему нужно быть разносторонним. Каждый мой заместитель, будь то по методической или воспитательной работе, в своей сфере более квалифицированный, чем я. И это нормально. Когда я выступаю со своим предложением, и завучи видят, что оно не правильное или где-то недоработанное, сырое, они имеют право и возможность меня переубедить. И тогда получается, что или я принимаю их точку зрения, или они – мою, или мы создаем что-то совместное, общее из того и другого. Также у нас каждый учитель имеет право высказать свое мнение и всех в нем убедить. Но иногда наступают такие моменты, когда не нужны мнения, а просто необходимо сделать так, как я говорю. Тогда наступает тирания (смеется).

 

- Ваши учителя наверняка часто принимают участие в различных конкурсах и завоевывают немало призовых мест. Что из последних заслуг можете вспомнить?

 

- Конкурсов действительно много, и мы практически везде принимаем участие. Последний пример - в прошлом году наш педагог Анна Шахова заняла первое место в конкурсе знатоков казахского языка. Наши учителя казахского языка пишут электронные учебники. И когда были конкурсы городского, областного масштаба, то они заняли первые места. На сегодня уже три пособия готовы и сейчас издательство «Аруна» работает над выпуском электронных учебников наших учителей.

 

 

- Еще один вопрос: как возникла идея создать виртуальный школьный музей? Ведь такого, насколько нам известно, нет ни в одной школе.

 

- Дело в том, что еще со времен моего классного руководства я собирал все документы, фотографии, творческие работы, дипломы. Этот материал копился, и с годами у нас возникла проблема – где его хранить и что с ним делать. Хотелось открыть свой школьный музей, но для этого нужно было специальное помещение и кроме того многие старые бумаги и фотографии приходили в негодность. И у меня возникла идея: почему бы все эти документы не оцифровать и не создать виртуальный школьный музей, доступ к которому может иметь любой человек, в какой точке земного шара он бы не находился? Так и появилась на нашем сайте школы-гимназии № 40 эта страничка. Мы получили огромное количество отзывов и писем в гостевую книгу от наших выпускников, от учителей, которые у нас работали. Хотелось бы привести строки из стихотворения одной российской школьницы Ирины Шляхтиной:

 

«Жизнь – не простая такая штука

 Взлеты, паденья, везенья, проколы.

 Если однажды придется туго

 Нужно вернуться в родную школу.

 

 Просто однажды взять и вернуться,

 Чтобы своим посмотреть в глаза,

 Просто сесть рядом и улыбнуться,

 Что-то хорошее просто сказать.

 

 Да. Да. Я с Вами согласен:

 что письма крапать, если проще

 дойти, долететь, доехать –

 поговорить, помолчать».

 

К сожалению, а может и к счастью, выпускники, как птицы из гнезда, разлетелись по всему миру, и не у каждого есть возможность «дойти, долететь, доехать…». Этот музей для ВАС. Посмотрите. Вспомните. Улыбнитесь…

 

- Спасибо Вам, Александр Абрамович, за беседу. Еще раз с праздником!

Путь длиной в 30 лет