Талгат Копельбек, руководитель департамента по защите прав потребителей Жамбылской области, ознакомил присутствующих с основными направлениями деятельности возглавляемого им учреждения и передал бразды правления своему заместителю, модератору мероприятия Гуле Мирзабековой.
— Наша задача сегодня — определить системные проблемы, выявить нарушения в сфере медицинских услуг и предложить изменения в действующие законодательные акты и ведомственные нормативно-правовые документы Министерства здравоохранения, — нацелила внимание присутствующих модератор. — Мы представим вам аналитический материал по поступившим жалобам и обращениям граждан, направленным как непосредственно в медицинские организации, так и в управление здравоохранения акимата области, на их сайты, в общественную приемную областного филиала партии «Нур Отан», общественные организации, занимающиеся проблемами медобслуживания населения. Итоги обсуждения, а оно проходит во всех областях республики, будут проанализированы, обобщены и отправлены в наше Агентство для дальнейшей передачи в Правительство РК.
Как следует из аналитической справки, озвученной Г. Мирзабековой, круг проблемных вопросов, в основном вытекающих из жалоб населения, состоит из следующих: качество и эффективность отечественных лекарственных препаратов и завышение цен при их госзакупе; получение рецептов на препараты инсулина; несвоевременное предоставление нуждающимся пациентам бесплатных лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; несвоевременное обслуживание вызовов бригадами скорой помощи; проблемы попадания в стационары через портал бюро госпитализации и многие другие.
— За половину текущего года, — прокомментировала докладчик, — основной массив (40 процентов) составляют жалобы по первичной медико-санитарной помощи и регистрации на портале бюро госпитализации. Бывает, что у человека места регистрации и фактического проживания не совпадают, и он не может получить услуги в рамках бесплатного объема, гарантированного государством, лекарства на амбулаторном уровне, за исключением неотложной медицинской помощи. Бытует волокита при оформлении медицинских документов, при том, что результаты анализов годны в течение 10 дней. Человек не успевает, а тут еще отсутствие мест в стационарах, неправильная кодировка диагноза — и все надо делать повторно. Особое недовольство это вызывает у пожилых людей.
Слово взял Марат Джуманкулов, заместитель руководителя управления здравоохранения акимата Жамбылской области. Его аргументированное выступление явилось ответом на многие вопросы, волнующие потребителей медицинских и фармацевтических услуг. Говоря, в первую очередь, об открытости и доступности своего учреждения для населения, М. Джуманкулов отметил, что за первое полугодие 2014 года в управлении зарегистрировано 681 обращение (за аналогичный период прошлого года — 484). Рост объясняется приданием управлению дополнительных функций. Если раньше оно выдавало документы только на медицинскую деятельность, то ныне на него возложена выдача документов и на фармацевтическую деятельность, на розничную реализацию. Жалоб за полгода зарегистрирована 91, из них 52 признаны обоснованными. Действует блог руководителя управления, любой пациент может на нем оставить свою жалобу. Работают телефоны доверия.
— Создана служба внутреннего аудита, возглавляемая заместителем руководителя управления по качеству медицинской помощи, — проинформировал М. Джуманкулов. — Именно эта служба занимается разбором всех конфликтных ситуаций и жалоб. Она делает это не в течение 10, 15 или 30 дней, а по принципу «здесь и сейчас». При акимате области действует общественный совет по защите прав потребителей медицинских услуг, а при нем - комиссия по разбору жалоб и обращений граждан. Считаю, что такая оперативная работа должна положительно повлиять на качество работы медиков.
Выступающий остановился на поднятом в аналитическом материале вопросе стандартизации медуслуг. Уже утверждены и действуют стандарты оказания скорой медицинской помощи и ее оснащения, онкологической помощи, кардиохирургической службы и ряд других. Это снижает риски и возможные жалобы. Что касается эффективности некоторых отечественных лекарств и препаратов, то, по мнению специалистов, говорить, что-то лучше, а что-то хуже, не совсем корректно, другое дело, когда речь идет о средствах, завозимых из-за рубежа. Теперь «СК Фармация» напрямую закупает лекарства по ценам изготовителя, и наши организации стационарной помощи на 100 процентов ими обеспечиваются, то есть дефицита не должно быть.
— Но есть навязчивая реклама, и есть мнение самого пациента, — уточнил М. Джуманкулов, — и он требует то, что ему рекламируют. Однако в стране действует лекарственный формуляр, в который включены лекарства, эффективность которых клинически доказана. Назначать больному лекарства вне формуляра мы не имеем права, а врач обязан пронаблюдать действие лекарств. Нами в прошлом году принято решение о пролонгации договоров на поставку лекарств по бесплатному обеспечению. Так что уже в текущем году два месяца до тендера мы не ждали, поставки шли своим чередом, причем по ценам прошлого года. Ценовую политику ведет государство, которое установило предельно допустимые цены на лекарства. Вместе с тем, есть накладные, транспортные расходы. К примеру, везти что-то в Мойынкумский район всегда будет дороже.
М. Джуманкулов дал информацию об укреплении материальной базы скорой медицинской помощи. В минувшем году на базе детской областной больницы в микрорайоне «Байтерек» открыта подстанция в составе шести штатных бригад. В том же году в области дополнительно открыли 15 отделений скорой медицинской помощи, получены 32 новых реанимобиля.
Выступающий поддержал прозвучавшее в ходе круглого стола предложение о передаче медперсонала дошкольных и школьных учреждений, УКУИС, других ведомств в ведение Министерства здравоохранения, что только улучшит качество работы. К тому же, в четвертом квартале года откроется центр оценки практических навыков медицинского персонала путем компьютерного тестирования. М. Джуманкулов также внес предложение: для привлечения молодых специалистов-медиков дефицитных специальностей на работу в лечебные учреждения городов распространить на них социальные гарантии, выплаты и льготы государства, действующие для этой категории в сельской местности.
Это и другие предложения были поддержаны выступившими участниками конструктивной встречи за круглым столом. Подобные обсуждения проблем в различных сферах услуг отныне будут проводиться департаментом по защите прав потребителей ежемесячно.