— Такен Молдакынович, какова была цель недавнего визита в нашу область министра культуры РК Арыстанбека Мухамедиулы?
— На моей памяти это, наверное, первый министр, который приехал не вообще с ознакомительными целями, не на какое-то торжество или открытие нового объекта, а с вполне конкретной целью. По заданию Президента и Правительства страны он подписал меморандум с акиматом Жамбылской области об изучении историко-культурного наследия нашего региона и превращения его в один из крупных центров исторической науки и туризма в Казахстане.
— Что конкретно имеется в виду?
— Как известно, наконец-то на средства местного бюджета начались и успешно идут полномасштабные археологические раскопки и научно-исследовательская работа по древнему городищу Тараз на месте перенесенного Зеленого базара. Археология — это трудоемкая, многогранная и затратная деятельность, так что одной области в данном случае ее не осилить. Главный вопрос сейчас — финансовая поддержка, и он решен подписанием меморандума. С этого года к созданию историко-культурного комплекса подключаются средства республиканского бюджета, выделяется несколько миллиардов тенге. Подписанием меморандума решены и остальные нюансы строительства историко-культурного комплекса «Древний Тараз». В частности, все артефакты, а их уже найдено более 33 тысяч, и число продолжает расти по ходу раскопок, останутся на месте, а не переедут в Астану, как предполагалось раньше. Теперь есть уверенность, что до 2017 года нам удастся построить первые объекты музея под открытым небом и представить их не только казахстанцам, но и гостям Международной выставки «Астана. ЭКСПО — 2017». Наш уникальный город этого заслуживает, ведь интерес к нему со стороны отечественных и зарубежных ученых, туристов постоянно растет.
— Об уникальности Тараза с исторической точки зрения говорено и написано уже немало. Что бы Вы могли к этому добавить как профессионал?
— Я буду говорить именно в историческом ракурсе. В Казахстане много городов, еще в древности превращенных в руины, так ими и оставшихся. Среди них — знаменитый Отрар. Наш же город имеет возраст около 2100 лет, что доказывают привезенные мною из Китая первоисточники, датированные началом первого века до нашей эры. Город уже в то время процветал. Известна полная трагизма судьба Тараза, который пережил множество военных катаклизмов и не единожды был стерт с лица Земли. Уникальность города в том, что он никогда не терял своего населения, которое его вновь и вновь отстраивало, он возрождался из пепла, как легендарная птица Феникс. Не случайно на месте проводимых археологических раскопок уже обнаружено около 12(!) культурных слоев. Такой археологии, я уверен, не было до нас и после нас не будет — это богатейший кладезь для многих наук многих стран. Здесь во времена войны Римской империи с персами прошли легионы римского полководца Красса. Через Тараз проходили полчища гуннов, каракитаев, усуней, калмыков, других завоевателей. Именно здесь мы можем найти следы Великого Шелкового пути, тюркской империи, империи Караханидов, Казахского ханства и еще много чего из глубины веков. Без преувеличения могу сказать, что Тараз — это бесценная жемчужина для археологов и историков.
— Какие новинки дали археологические работы за истекшее полугодие?
— Дело в том, что, несмотря на возражения специалистов, археологические работы переданы в конкурентную среду. А это повлекло за собой объявление тендера со всеми вытекающими отсюда процедурами и последствиями. Произошло опоздание где-то на месяц, раскопки в этом году начались только недавно. Обнаружены несколько строений, одно из них предположительно — баня, они уже в стадии изучения. Нам часто задают много вопросов: «А есть ли среди находок золото, серебро, драгоценные камни»? Но это удел кладоискателей. Археология ищет историю; найденный какой-нибудь артефакт в виде куска керамики может напрочь перевернуть сложившиеся ранее представления о каком-то отрезке развития цивилизации или подтвердить их. Чтобы довести дело до конца, нужны время и терпение. Вообще, археология не может существовать во временных рамках, как у нас принято говорить, «освоения финансовых средств и сдачи объекта» к какому-то празднику, событию, дате.
— Тем не менее Вы назвали 2017 год временем открытия историко-культурного комплекса на месте бывшего Зеленого базара...
— Если все получится, так и будет. Мы должны воспользоваться редкой возможностью прибытия в Астану миллионов туристов со всего мира на Международную выставку «ЭКСПО — 2017» и показать им наши сокровища. В этом году начнется строительство фрагмента крепостной стены, некогда окружавшей древний Тараз. Республиканские проектные организации приступят к разработке проекта музея под открытым небом.
— Уже известно, как он будет выглядеть?
— Понимаете, в условиях того, что называется конкуренцией, очень сложно найти оптимальное решение. Дело в том, что есть профессионалы, и есть любители. Возможно, будет какое-то сооружение, прикрывающее место раскопок от влияния осадков и перепадов температур. Найденные артефакты, бережно очищенные от земли, с их описанием останутся на местах, к ним будут подведены дорожки для осмотра. В любом случае есть богатый мировой опыт сооружения археологических музеев: наземных, подземных и других. Инфраструктура (парковки, отели, рестораны и прочее) второстепенна и является другим вопросом. К примеру, в Риме вокруг Колизея ничего этого нет, но поток туристов не уменьшается.
— Такен Молдакынович, в завершение, пожалуйста, несколько слов о новинках этого года в работе непосредственно заповедника-музея «Памятники древнего Тараза».
— Наша работа рутинна: новых мавзолеев не построишь и артефактов не создашь. Не все объекты можно реставрировать — они потеряют всякую ценность. Мы занимаемся реставрацией, сохранением, изучением, популяризацией того, что дает нам наука. В Таразе начались реставрационные работы в восточной бане Кали Юнуса (конец XIX века). Это самая большая, единственная в Казахстане одиннадцатикупольная баня. Идут реставрационные работы на объекте Баласагун (Актобе) в Шуском районе. При поддержке депутатов Парламента РК и по заданию министра культуры А. Мухамедиулы, посетивших уникальный и во многом еще загадочный Акыртас, со следующего на текущий год перенесены сроки строительства дороги на этот объект, решается вопрос его водообеспечения. Там построено прекрасное здание научно-аналитического центра, работают экскурсоводы. Зачем это все? По крайней мере, на территории Средней Азии нет подобных Акыртасу древних городищ. Все построены из глины или кирпича, Акыртас же — целиком из камня. Вокруг этого объекта ходит много легенд, теперь же им займется наука. Не раскрывая всех «секретов», а это большая тема для отдельного разговора, скажу, что учеными установлено: пирамиды исчезнувшего народа майя (Перу), мегалитическое сооружение Стоунхедж в графстве Уилтшир (Англия), отнесенное археологами по времени строительства в три этапа с 3500 по 1100 год до н.э., египетские пирамиды, наш Акыртас — это звенья одной цепи. Доказано их нахождение на одной линии, имеющей наклон 14,5 градуса к семи планетам Солнечной системы. Это уже не мистика.
— Спасибо за интересное интервью!