Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 28 мая, 12:42

Сквозь горнило испытаний

Тогда еще никто не знал, кому суждено воротиться домой живым, а кому сложить голову на поле брани. Усен смотрел в будущее с уверенностью, ведь в восемнадцать бесшабашных мальчишеских лет невозможно поверить, что свете существуют страдания, смерть.

Тогаев прошел трехмесячную подготовку в Чимкенте в дивизионной школе стрелковой дивизии, и в марте 1942 года его отправили в самое пекло войны – на Украину. В одном из ожесточенных боев стрелковый полк попал в окружение на краю села Богдановка и выстоял столько, сколько было приказано, потеряв три четверти бойцов. Казалось, этому ужасу никогда не будет конца: корчилась от мук окровавленная земля, огонь пожирал зреющую пшеницу.

Несколько бойцов были смертельно ранены. Командир полка Полетаев вдруг что-то яростно крикнул, но боец Усен его уже не слышал. Внезапно чем-то горячим полоснуло по телу, и он, уже ничего не осознавая, но чувствуя страшную боль, вдруг окунулся в какую-то черную бездну…

Сколько времени он пролежал без сознания – не знает. Очнулся от резкого удара в грудь и застонал от боли. Над ним стояли четверо дюжих вражеских автоматчиков. Так Усен попал в плен. Прижимая раненую руку к груди, он поплелся в большой колонне советских военнопленных. В какой-то момент Усен споткнулся о камень, от бессилия упал. Но тут же чьи-то крепкие руки подняли и поддержали в строю.

- Эй, браток, держись вместе с нами, а не то фашисты пристрелят, как собаку, - ободряюще сказал ему рыжий солдат.

- До последнего буду стоять, - запекшимися окровавленными губами прошептал Усен.

Так он оказался в лагере для военнопленных в г. Новошахтинске Ростовской области. Это были страшные дни и ночи: палящий зной, нестерпимая жажда, мытарства и голод. Фашисты выпытывали у военнопленных, кто из них комиссар, командир или еврей, а потом следовали расстрелы.

Вскоре оставшихся в живых отправили в лагерь около города Сталино, откуда отправлялись в Германию железнодорожные составы с мукой. Пленных солдат били нещадно за малейшую провинность, морили голодом и непосильной работой. Многие погибли в этом кромешном аду. Но группа смельчаков, среди которых был и Усен Тогаев, задумала дерзкий побег. От погони им удалось уйти. На пятые сутки, блуждая в лесу, они вышли на партизан.

Отважный боец партизанского отряда Усен Тогаев участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. Но однажды его вызвали в особый отдел как бывшего военнопленного. Начались бесконечные изнурительные допросы, угрозы и тревожные часы ожидания в камере. В итоге военный трибунал вынес суровый вердикт – штрафбат, дабы «предательской кровью» искупить вину перед Родиной.

Командир пехотного отделения младший лейтенант У Тогаев участвовал в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, Латвии, Эстонии, Чехословакии. Не мстителем, а освободителем от фашистского ига пришел он в Германию и делился солдатским пайком с голодными немецкими детьми и стариками.

Но судьба продолжала испытывать его на прочность и силу духа. Вновь Усен был арестован и отправлен в Москву. Снова тюремная камера, допросы, ожидание… Но все-таки справедливость восторжествовала, он был освобожден.

Волею судьбы Тогаев оказался в г. Ухта на лесоповале. Там и встретил ее, Екатерину: худенькую длиннокосую девушку-немку. Катя работала наравне с мужчинами, получала 200 граммов хлеба в сутки. Ее семья ютилась в бараке. Их, как и тысячи немцев, депортировали из Одессы на север. С той поры Усен и Екатерина не расставались. Однажды он сказал ей: «Айналайын», объяснив, что у него в Казахстане так называют самых дорогих и любимых людей. Там, на суровом севере, в семье Тогаевых родились трое детей. Но Усен сильно тосковал по родной земле, по солнцу, по степным просторам, по кумысу.

В 1953 году семья приехала в село Красная Звезда Джамбулской области. Екатерина постепенно привыкла к новым краям: выучила казахский язык, обычаи и традиции местного населения, к которым относилась уважительно. Екатерина подарила мужу пятерых сыновей и пятерых  дочерей, гордо носит звание «Мать-героиня» и подвеску «Алтын алка».

Десять детей, 37 внуков, 42 правнука – таково богатство Усена и Екатерины. Они по-прежнему живут и здравствуют в селе Красная звезда: не герои, не звезды – обыкновенные, чистые и красивые душой, люди, чьи труд и жизнь в целом наверняка можно назвать героическими и славными.