Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 21 мая, 12:30

Гамлет — герой и нашего времени

Творчество этого английского поэта будоражило и продолжает занимать умы театральных критиков, мировых классиков, да и просто почитателей его таланта и мастерства. Произведения Шекспира всегда были притягательными для режиссеров. Чтобы читать, а тем более ставить Шекспира, как считали и считают классики всех времен и народов, нужны особый дар и умение вдумываться и улавливать суть, читать между строк. Достаточно вспомнить слова известного немецкого драматурга и театрального деятеля Брехта Бертольда: «Могу себе представить, что многие рассердятся, услышав, что существует искусство читать Шекспира. Неужели здесь можно соорудить какую-то преграду? Неужели можно сказать: «Эй, вы, прочь! Не смейте приближаться к этому гению!» Что же, существует некий храм искусства, в который можно вступить, только сняв башмаки? И нужно предварительно изучить ряд пухлых фолиантов, посетить цикл специальных занятий, сдать экзамен? Может ли быть трудно читать театральные пьесы, принадлежащие к числу прекраснейших произведений мировой литературы? Конечно, я не это имею в виду. Но если мне кто-нибудь скажет: «Чтобы читать Шекспира, ничего не надо», я могу только ответить: «Попробуй!» 

 

Трагедия «Гамлет» - одно из самых загадочных произведений классического жанра. Да-да, именно классического. Но в нашем случае режиссер Камат Касенов решил немного отойти от установленных стандартов и предельно приблизил постановку к современности, дабы сделать ее понятной и легко воспринимаемой. Герои, одетые в костюмы нашего времени, присутствие в постановке видеокамеры, записанные на которую изображения сравниваются с разбитым зеркалом, при взгляде в которое герои видят себя в искаженном виде, – все это дополняет современный образ спектакля.

 

Риторический вопрос, слетевший с уст шекспировского героя – Гамлета – «Быть или не быть?» - стал вечным. Вопрос, который заставляет героя все время задумываться и размышлять: «Быть или не быть - вот в чем вопрос. Достойно ли терпеть безропотно позор судьбы? Иль нужно оказать сопротивленье?»  Сомнения главного героя в честности и правоте окружающего его мира, людей, в кругу которых ему приходится вращаться, были порождены трагедией всей его жизни, которая заключалась в обрушившемся на него потоке зла и бед, ранивших его чувствительную душу… .  Гамлет – это не трагедия отчаяния перед лицом зла, это трагедия красоты и мужества человека, не сумевшего примириться со злом. 

 

Как признается сам режиссер, его Гамлет - особенный. Здесь он - положительный герой, которому не чужды человеческие чувства, он решительно настроен на борьбу с несправедливостью и бесчестием:
— Это и образ современного героя, которого может разглядеть в себе каждый  молодой человек. Если сравнивать с оригиналом, то там он немного другой, в нем больше жестокости, он нацелен на убийства. Мы решили все же оставить в нем только положительные стороны. Он должен подавать хороший пример для молодого поколения.  Эта пьеса - на все времена, главное – мы смогли донести ее смысл, посыл и раскрыть ее цель,  представив в более современном формате. Да, признаюсь, нам пришлось изрядно потрудиться: ведь язык классики понятен сегодня не всем. Но это того стоило. Зритель остался доволен. Театр должен адаптировать классику к современности.