Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 28 июл, 09:54

«Кармен» на жамбылских подмостках

На минувшей неделе триумфально завершил свой  50-й юбилейный театральный сезон Жамбылский областной русский драматический театр. 

Ошеломленному и очарованному  происходящим на сцене зрителю была представлена премьера  экспериментальной инсценировки режиссером-постановщиком Куандыком Касымовым новеллы Проспера Мериме «Кармен».

Сюжету этого произведения, одного из лучших и самых известных с 1845 года  в творчестве драматурга и новеллиста  Проспера Мериме, было даровано сценическое бессмертие. В 1874 году выдающийся композитор Жорж Бизе по мотивам новеллы написал оперу «Кармен», с того времени включенную в репертуар всех оперных театров мира, а в 1967 году  Родион Щедрин дал мировому балету «Кармен-сюиту», в которой  блистала звезда первой величины, прима-балерина Большого театра Майя Плисецкая.  

О чем поведал Мериме? 

Действие начинается в испанской провинции Кордова, где ранней осенью 1830 года любознательный ученый (в нем угадывается сам автор) нанимает проводника и едет на поиски древней Мунды, где произошло последнее победоносное испанское сражение Юлия Цезаря. Рассказчик встречается с ловким и сильным малым с мрачным гордым взглядом и светлыми волосами, вооруженным мушкетоном. Ночью от проводника выясняется, что это разбойник Хосе Наварро, за поимку которого обещаны двести дукатов. Ночью путешественник предупреждает спутника об опасности, исходящей от проводника, который вознамерился сдать его уланскому посту. Теперь они связаны узами дружбы. 

Постепенно раскрывается образ нового знакомца. Его настоящее имя Хосе Лисаррабенгоа, он баск, принадлежит к старинному дворянскому роду. После кровавой драки бежит из родного края, вступает в драгунский полк, усердно служит и получает чин  бригадира. Но однажды на его несчастье его назначают в караул на табачную фабрику в Севилье. Там он впервые видит Кармен. Мужчин поражает ее странная красота и особенно взгляд,  одновременно чувственный и дикий.  Она цыганка и умеет гадать, при этом воруя у клиента ценные вещи. 

Вернемся к рассказу дона Хосе о своих злоключениях.  Его с нарядом солдат вызывают, чтобы прекратить кровавую ссору женщин на фабрике, и он должен  отвести в тюрьму зачинщицу ссоры Кармен, которая изуродовала ножом лицо одной из работниц. По дороге она рассказывает Хосе трогательную историю о том, что она тоже из страны басков, в Севилье совсем одна, ее травят как чужую, поэтому она взялась за нож. Оказалось, что она лжет, как лгала всю жизнь, но Хосе верит ей и помогает бежать. За это он разжалован в солдаты и на месяц заключен в тюрьму. Там он получает от Кармен хлебец с напильником, золотой монетой и двумя пиастрами. Но Хосе не бежит, а служит простым солдатом. Роковая любовь к Кармен приводит к целой цепи ужасных событий: он убивает своего лейтенанта, которого приводит на ночь Кармен, бежит и становится контрабандистом. На его счету немало грабежей и убийств. Следующей жертвой становится Гарсиа Кривой, уродливый муж Кармен, убитый по ее просьбе. Авантюристка тяготится навязчивой любовью Хосе, говорит ему: «Мы квиты. Прощай… Знаешь, сынок, мне кажется, я немножко тебя полюбила. Но волку с собакой не ужиться». Затем следует убийство Хосе матадора Лукаса, которым она увлечена, и к которому контрабандист ее неистово ревнует. Хосе вновь предлагает Кармен уехать в Америку и начать новую жизнь, на что цыганка отвечает: «Любить тебя не могу.  Жить с тобой не хочу» и срывает с пальца подаренное им кольцо. В ярости Хосе дважды вонзает в нее нож. Он хоронит Кармен в лесу, где она всегда хотела обрести вечный покой. 

Что увидели зрители?

То, о чем рассказано в «Кармен», сильно волнует. Глубокий психологизм в описании характеров героев, динамизм, драматичность и напряженность действия в новелле Мериме определяют еще одну ее своеобразную черту. Все это тонко уловил автор инсценировки, талантливый режиссер-постановщик Куандык Касымов. Смелый экспериментатор, он сумел спрессовать в 45-минутном захватывающем сценическом действии основную мысль Проспера Мериме: «Там, где цыганка Карменсита, там страстная роковая любовь, окрашенная кровью, там человеческая драма». Замысел подхватили коллеги. Художник-постановщик Владимир Сизинцев одел сцену в темные цвета, из декораций только ворота, символизирующие и тюремную решетку, и место выхода главных героев, обреченных на трагическую гибель. Минимум текста – всего лишь несколько фраз, произнесенных Кармен (они приведены в первой части публикации). Все остальное выражено в экспрессивных действиях актеров и актрис. Среди наиболее ярких сцен -  драка на табачной фабрике, в которой Кармен (Галина  Соколова) наносит удар ножом в лицо своей сопернице Марие (Марина  Просалович). Арест Хосе Наварро (Виктор Майнашев), его заключение и освобождение из тюрьмы. Ярким был образ Полковника в исполнении Бекназара Избасарова. Но, пожалуй, самый органичный, изящный, яркий и запоминающийся образ создал Евгений Орлов (Матадор), вышедший на сцену под бравурный марш, в прекрасном облачении главного участника корриды (удача художника по костюмам Елены Голубинской), в сопровождении других персонажей боя быков. И танец, танец, танец… Только в таком ритме непринужденно двигались по сцене актеры. Танцы испанских цыган, подчеркивающие основное действие, выразительно исполняла  массовка – актерская молодежь и ветераны сцены. Нужно отдать должное искусству балетмейстеров Лауры Дуйсен и Сергея Васильева, сумевших обучить драматических актеров сложной хореографии испанского танца, иногда даже с элементами балета. Одним словом, большой труд театральной труппы увенчался заслуженным успехом.  А над всем этим витала чарующая и бессмертная музыка из  оперы Жоржа Бизе, которая  для знатоков, по сути, стала главной героиней. Звучали увертюра к опере «Кармен», без вокальных партий -  тема арии Кармен: «Любовь прекрасна, мир чаруя. Она законов всех сильней. Так берегись любви моей», тема «Тореадор, смелее в бой!». В общем, настоящий праздник, за что благодарные зрители (в зале не было свободных мест)  устроили  бурную овацию. 

Окрыленный  очередным успехом, коллектив театра, недавно вернувшийся с гастролей в Алматы, будет представлять нашу область в культурной программе всемирной специализированной выставки «Астана. Экспо-2017». Торжества,  посвященные «золотому» юбилею Жамбылского областного русского драматического театра, решено провести осенью, при открытии очередного, уже 51-го театрального сезона. До скорой встречи, наш любимый театр! 

Михаил БУНИН, фото Екатерины САФОНКИНОЙ