Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 08 мая, 10:43

Из дали памяти

Анастасии Передереевой в 1941 году было всего 16 лет: девчонка с короткой мальчишеской стрижкой и задорной улыбкой. Она поступила на курсы радистов. Многих курсантов забрасывали в тыл врага. А с ней, упрямой кареглазой девчонкой, судьба распорядилась иначе. Ее отец погиб на фронте. Военкомат направил Настю работать электриком в военную авиаремонтную часть.

В те грозные годы фронт неумолимо забирал людей. Один за другим уходили квалифицированные рабочие. Совсем юные мальчишки и девчата заменили ушедших на фронт мужчин. Им бы впору гонять на крышах голубей, учить законы Ома и Фарадея и стихи Пушкина и Багрицкого, влюбляться, радоваться… Но они стали бойцами трудового фронта – ремонтниками боевых самолетов. В их юность вошло короткое, как приказ, и жесткое, как выстрел, слово «надо». Для каждого был установлен план, норма на каждый день. «Не имеешь права уйти домой, не выполнив задание!» - гласил закон военного времени. И накал работы был поистине боевым, фронтовым. Аэродром стал вторым домом для рабочих.

- Как мы работали? Двенадцать часов отстоишь смену – ноги гудят, словно свинцом налитые, - вспоминает Анастасия Николаевна. – Нет никаких сил домой идти, бывало, залезу в фюзеляж, забудусь коротким сном. А мастер найдет и тихонько будит: «Иди, Настя, отдыхать домой. Завтра же опять в смену». Трудно тогда было всем.

Не для нежных девичьих рук были пневматический молоток, гаечные ключи, тиски, дрель. Особенно тяжело приходилось в зимние морозы, когда, завершив ремонт боевых истребителей, приходилось часами ждать, пока работу примут военпреды. С аэродрома самолеты поднимались в воздух с полным запасом вооружения и вступали в бой с фашистами. Они возвращались на родной аэродром, но часто как израненные птицы в родное гнездовье. Многие вовсе не вернулись с боевых заданий.

Война убивала не только на фронте – тихие, невидимые пули голода, болезней мучительно губили людей и в тылу.

А потом пришла долгожданная выстраданная Победа.

Анастасии, уставшей от тягот и лишений, хотелось простого женского счастья – любви, уютного дома, где было бы отрадно от детского лепета и топота резвых ножек. Она пошла к главнокомандующему 13-й Воздушной Армии Ленинградского фронта генералу Свиридову с заявлением об увольнении. Но генерал его не подписал:

- Поработайте, девушка, еще немного, сейчас позарез нужны умелые руки.

Ее перевели электриком в военно-воздушную академию.

В 1950 году Анастасия Николаевна вместе с семьей переехала в Джамбул. Она помнит наш город совсем другим – тихим, провинциальным, с неосвещенными улицами, глинобитными домами. Передереева всем сердцем полюбила этот край за неброскую и непритязательную красоту: привольно раскинувшиеся аулы, задумчивое кочевье облаков, холмы, своенравную реку Талас. Многие годы работала электриком-контролером на гидростанции. В железнодорожном училище ей сделали легкие удобные «когти» на туфли. Она научилась лазить в них по столбам, тянуть электропроводку, быстро находить и исправлять повреждения на линии. С утра Передереева принимала абонентов, после обеда ходила по заявкам. В ту пору она была единственная в городе женщина-электромонтер.

Когда вступили в строй действующих ТЭЦ и ГРЭС, гидростанцию вскоре за ненадобностью законсервировали. Передерееву направили электриком на завод по производству искусственного льда для вагонов, перевозящих продукты питания. Она успешно окончила курсы крановщиков-машинистов. Не хватало крановщиков – шла работать на кран, требовались машинисты – тотчас отзывалась на этот призыв. Бралась за любые трудные дела, даже те, за которые не хотели браться мужчины. Более 15 лет работала Передереева на льдозаводе, потом и его закрыли – появились вагоны-рефрижераторы.

Анастасия Николаевна награждена Орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За оборону Ленинграда», «К. Жукова», юбилейными.

Вырастила и вывела в люди сына и дочь. Но всякий раз судьба наносила ей удары в самые светлые, счастливые дни ее жизни. Сын Николай с семьей жил в далекой заполярной Воркуте, работал проходчиком в шахте. Беда пришла нежданно – совсем еще молодая сноха заболела и умерла. Следом внезапно ушел из жизни и сын. Остался единственный внук – ее надежда и утешение.

Из Воркуты Анастасия Николаевна вернулась изможденная горем, но преисполненная непоказного мужества и терпения. Сильная воля, не давая горю вырваться наружу, изойти истошным криком, становится невидимым внутренним огнем, который помогает выстоять, продолжать жить вопреки всему. Так и живет эта скромная женщина, неся свою жизненную ношу с достоинством, без ропота и злобы, с неугасающей в душе искрой.