В преддверии профессионального праздника работников связи и информации в столице состоялась первая отчетная встреча с населением министра информации и коммуникаций Даурен Абаев.
За ходом выступления министра наблюдали все регионы республики с помощью прямой онлайн трансляции. Участниками встречи стали представители средств массовой информации, связи и коммуникаций, госорганов, широкая общественность. Министерство информации и коммуникаций создано по Указу Президента в мае прошлого года. В функции ведомства, в частности, входят мониторинг информационного пространства любых форм собственности, включая Интернет-ресурсы и социальные сети, координация и контроль информационной деятельности всех государственных органов, изучение общественного мнения по актуальным вопросам, повышение качества отечественных информационных продуктов.
Даурен Абаев рассказал об основных результатах работы Министерства и стоящих перед ним задачах по развитию курируемых сфер. Выстроена работа по обеспечению права населения на получение оперативной и достоверной информации по проводимым в стране реформам, исчерпывающих разъяснений уполномоченных органов по инцидентам и ситуациям. Разработаны изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций. Документ прошел широкое общественное обсуждение с участием гражданского общества, журналистов, участников телекоммуникационного рынка, экспертов. Он содержит более 200 поправок в четырех кодексах и 12 законах. В частности, внесены нормы, направленные на защиту детей в информационном пространстве. С целью ограничения контактов детей с негативной информацией в Интернете предлагается, чтобы операторы связи предоставляли в образовательные учреждения адаптированные для детей контенты. Министерство также намерено ограничить использование персональных данных и изображений ребенка без его, родителей или законных представителей согласия:
- Мы предлагаем запретить размещение в СМИ фото и видеоматериалов о детях, пострадавших от насильственных действий. Подобные публикации могут нанести серьезную психологическую травму ребенку. К сожалению, некоторые СМИ в погоне за рейтингом зачастую забывают о душевном состоянии детей и родителей, подвергая широкой огласке их имена, фамилии, место проживания.
Министр также сообщил, что с целью обеспечения равного доступа к информации лиц с ограниченными возможностями планируется существенно расширить применение субтитрования и сурдопереводов.
В области телекоммуникаций министерство будет вести работу по обеспечению самых широких слоев населения, включая сельских жителей, качественными услугами связи и доступа к сети Интернет. В результате создания современной телекоммуникационной инфраструктуры количество Интернет-пользователей в 2016 году составило 72,9 процента населения. К концу этого года к сетям 4G будет подключено 53 районных центра. Сельские жители смогут пользоваться высокоскоростным Интернетом.
В сфере информатизации одной из ключевых задач является повышение цифровой грамотности населения. В рамках этого направления акиматами создаются условия для обучения граждан базовым цифровым навыкам, благодаря чему уровень цифровой грамотности населения составил более 76 процентов:
- По поручению Главы государства министерство разрабатывает новую госпрограмму «Цифровой Казахстан», реализация которой позволит решить задачи по четырем направлениям: развитие информационно-коммуникационных технологий, подготовка IT-специалистов, цифровизация отраслей экономики, формирование цифрового правительства.
В курируемой области развития государственных услуг проводится планомерная работа по максимальной оптимизации процессов, сокращению сроков выдачи и перечня документов, переводу их в электронный формат. С помощью портала электронного правительства граждане, не выходя из дома, могут получить такие услуги, как регистрация бизнеса, получение лицензии и разрешительных документов, регистрация брака, постановка на очередь в детский сад, и многие другие. Запущено мобильное приложение «электронное правительство», через которое казахстанцы смогут получить более 80 различных государственных услуг. В сфере развития госуслуг определены несколько приоритетных направлений. Это реализация проактивного принципа, то есть при обращении гражданина в госорганы сотрудники сами будут предлагать услуги. К примеру, после рождения ребенка его родителям автоматически будут поступать смс-уведомления с предложением указать имя и фамилию ребенка, номер счета для получения пособий, регион для постановки на учет в детский сад. Планируется минимизировать требования госорганов по предоставлению различных справок от населения. Только в прошлом году госкорпорацией выдано 15 миллионов адресных справок.
С начала года в центрах обслуживания населения запущены такие сервисы, как смс-уведомление о готовности документов, доставка на дом документов, получение справок на портале электронного правительства без привязки к электронной цифровой подписи. Госкорпорация уделяет большое внимание созданию безбарьерной среды и обеспечению комфорта для лиц с ограниченными возможностями. Инвалиды первой и второй групп могут получить государственные услуги не выходя из дома, обратившись по номеру 1414.
На постоянной основе ведется работа по противодействию распространению противоправного контента в сети Интернет. В 2016 году ограничен доступ к 31 тысяче материалов, содержащих пропаганду терроризма, религиозного экстремизма, порнографии, культа жестокости и суицида. На официальном сайте министерства создан раздел, где можно анонимно оставить информацию об обнаруженном материале. Прорабатывается также вопрос о фильтрации Интернета от вредоносного контента для детей - внедрение «детского пакета» доступа к Интернету. Он будет формироваться на основе «белого» списка сайтов, включающих необходимые для образования и развлекательных нужд ребенка безопасные Интернет-сервисы. Данная услуга будет доступна до конца текущего года.
Екатерина САФОНКИНА, фото автора