Одним из основных пунктов повестки дня состоявшегося под председательством Жандара Карибаева заседания общественного совета стал доклад рабочей группы по мониторингу безбарьерного доступа граждан с ограниченными физическими возможностями к получению государственных услуг.
Как уже сообщала наша газета, по итогам сессии Жамбылского областного маслихата, рассмотревшей 4 июля 2016 года вопрос «Об обеспечении защиты прав и улучшении качества проживания граждан с ограниченными физическими возможностями», по инициативе департамента по делам государственной службы была образована рабочая группа для мониторинга безбарьерного доступа инвалидов к местам оказания государственных услуг. В состав ее трех подгрупп вошли представители профильных НПО, работающих с инвалидами, ответственные работники органов власти и журналисты СМИ.
На основании Реестра государственных услуг был составлен перечень учреждений, предоставляющих данные услуги гражданам, в том числе инвалидам, и подлежащих мониторингу. Руководствуясь строительными нормами и правилами, Законом РК «О социальной защите инвалидов» была разработана анкета соответствия проверяемого объекта требованиям безбарьерного доступа. Рабочие подгруппы возглавили З. Юлдашев, председатель ОЮЛ «Ассоциация «Гражданский альянс Жамбылской области», Р. Тулегенов, советник акима региона по работе с инвалидами, и А.Заурбекова, председатель ОЮЛ «Ассоциация некоммерческих организаций Жамбылской области». Она и выступила с итоговым докладом рабочей группы общественному совету.
Как отметила докладчик, на адаптацию социальной инфраструктуры области к нуждам инвалидов было выделено более 300 миллионов тенге. За август – сентябрь 2016 года был проведен мониторинг на 45 объектах, предоставляющих государственные услуги. Второй этап мониторинга был осуществлен в июне текущего года с осмотром 33 учреждений. Прошел почти год. Что изменилось за это время? К сожалению, итоги обоих этапов мониторинга выявили не быстрое продвижение к снятию барьеров для получения инвалидами государственных услуг, а лишь подтвердили наличие четырех основных системных проблем.
1. Формальный подход
Он выражается в чрезвычайно узком восприятии проблемы и установке ограниченных средств - пандусов, в большинстве своем не всегда соответствующих требованиям по обеспечению безбарьерного доступа. Они круты в подъеме, не снабжены навесами, звонки не всегда работают. Потребности людей с ограничениями по зрению и слуху не учитываются, визуальные и тактильные средства информации (направляющие и тактильные полосы движения) отсутствуют. И если в некоторых местах (это всего лишь девять процентов от числа проверенных), таких, как цон-4, управление занятости и координации социальных программ, управление образования акимата Жамбылской области, поликлиника № 2, установлены таблички с информацией по Брайлю, то остальные 91 процент объектов этого не имеют, как не имеют тактильных направляющих полос движения, звуковых оповещательных и визуальных информационных средств в виде табло, «бегущей строки». Туалеты, адаптированные для лиц с ограниченными физическими возможностями, имеются лишь в трех медицинских учреждениях: городских поликлиниках № 2 и № 5, в городской больнице № 2, что составляет те же девять процентов от проверенных. Управлению здравоохранения акимата Жамбылской области и его руководителю Т. Абилдаеву необходимо принимать срочные меры к исправлению положения.
2. Инклюзивное образование под угрозой срыва
По данным рабочей группы, озвученным А. Заурбековой и подкрепленным демонстрацией слайдов, ни один из объектов образования из числа проверенных детских садов, школ, колледжей и вузов не адаптирован по безбарьерному доступу. То есть не созданы условия для инклюзивного обучения в них детей и молодежи с особыми потребностями. А эти условия, по большому счету, должны включать в себя расширенные дверные проемы для свободного прохода инвалидных колясок, отсутствие порогов, наличие подъемников или лифтов, направляющих полос, аудио- и звуковых информационных средств, специальных туалетов. Этим, внешним по сути дела, требованиям не отвечают все 100 процентов из числа промониторенных учреждений образования. А ведь кроме вопросов «входных групп», есть еще и другие: профессиональная и психологическая подготовка педагогов к условиям инклюзивного образования, подготовка родителей, учащихся и студентов к этому непростому делу. Такое «наследство» досталось совсем недавно вступившей в должность руководителя областного управления образования Р. Турмаханбетовой. Ей с подчиненными предстоит преодолевать отставание. Аналогичная картина в областном управлении миграционной полиции (руководитель О. Удербаев), в городском управлении внутренних дел (Е. Касым), где ни один объект не адаптирован для посещения инвалидами.
3. Транспортный барьер
По мнению рабочей группы, даже если все здания и сооружения сделать полностью доступными для людей с ограниченными физическими возможностями, то добраться до них не представляется возможным, так как общественный транспорт абсолютно не приспособлен для перевозки маломобильных групп населения, передвигающегося на колясках. Имеющиеся инватакси не в состоянии удовлетворить большую часть потребности в перевозке маломобильных лиц и групп населения областного центра. Городу необходимы автобусы с низким дном, пандусами для колясок, местами для их размещения и крепления в салоне. Проблему необходимо решать управлению строительства, транспорта и автомобильных дорог акимата Жамбылской области, возглавляемому А. Ахатаевым.
4. Не хватает контроля и спроса
Из доклада явствует, что департамент труда, социальной защиты и миграции (руководитель А. Турысов), орган, на который функционально возложен контроль за обеспечением безбарьерного доступа, по мнению рабочей группы, не принимает должных практических мер по устранению нарушений и недоработок, препятствующих созданию безбарьерного доступа к государственным услугам. Так, за период 2016 года на вопросы о том, какие меры были приняты департаментом по улучшению безбарьерной среды, было сообщено всего о двух случаях выявления нарушений в данной сфере. И дело даже не просто в наказании виновных, количестве административных штрафов, а в том, чтобы жителям Тараза и области, имеющим ограниченные физические возможности, были наконец-то предоставлены надлежащие условия для беспрепятственного пользования всем спектром государственных услуг.
Рабочая группа предложила
Не ограничиваясь изложением фактов, общественная рабочая группа выдвинула ряд предложений, которые должны способствовать улучшению ситуации. Ввиду того, что разъяснительная работа с лицами, ответственными за решение хозяйственных вопросов, проводилась в 2016 году, рекомендовано принимать действенные практические меры к руководителям за невыполнение и необеспечение безбарьерного доступа. В областном и местном бюджетах на 2018 год надо предусмотреть средства для безбарьерной адаптации объектов. При объявлении тендеров на строительство или ремонт объектов в технических спецификациях следует отдельно предусматривать требования по соответствию объектов безбарьерному доступу согласно СНиП и Закону РК «О социальной защите инвалидов». Аналогично при проведении тендеров на определение перевозчиков пассажиров общественным транспортом надо предусматривать наличие на маршрутах автобусов, приспособленных для перевозки «колясочников». При приемке в эксплуатацию вновь построенных и отремонтированных объектов следует включать в состав приемочных комиссий представителей НПО, являющихся экспертами в вопросах безбарьерного доступа.
Доклад рабочей группы, содержащиеся в нем выводы и предложения были однозначно восприняты общественным советом. Председатель Жамбылского областного маслихата Баглан Карашолаков потребовал от руководителей учреждений не позднее октября составить сметы и заявки на бюджетные средства для адаптации их объектов к нуждам инвалидов в 2018 году и предупредил, что нерадивые будут наказываться вплоть до увольнения. В следующем году завершается реализация «Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012-2018 годы». Нужны практические шаги.
Михаил БУНИН, фото автора