Директор ТОО «Таразкоммуналколик» Керимхан Тамаев объяснил ситуацию, в которой сейчас находится троллейбусный парк, и рассказал о непростом положении предприятия. Как оказалось, в последние два-три года троллейбусы курсировали в Таразе нерегулярно. А летом прошлого года их движение и вовсе было остановлено. Причина – земельно-строительные работы, связанные с модернизацией газо- и водопроводов, расположенных под проезжей частью. Другой причиной стал капитальный ремонт дорожного покрытия некоторых городских улиц.
Сейчас, по словам Керимхана Тамаева, к возобновлению движения практически все готово. Старый парк машин пополнен хоть и не новыми, но более «свежими» образцами. В качестве безвозмездной помощи из Алматинского троллейбусного парка в Тараз передали десять единиц. Такой подарок стал результатом договоренностей градоначальника Алматы Ахметжана Есимова и экс-акима нашей области Каната Бозумбаева. Не так давно в Алматы обновили свой парк – закупили 200 новых троллейбусов и 400 автобусов, работающих на газе.
Задолженность перед компаниями, поставляющими для ТОО «Таразкоммуналколик» электроэнергию – «топливо» троллейбусов, составляет 2,5 миллиона тенге.
Из имеющихся и пригодных к эксплуатации 15 единиц на линию планируется выпустить 13, две машины будут в резерве. Водители, находящиеся сейчас в вынужденных отпусках, к работе готовы. Если будет выделена дотация, то планируется запустить три маршрута: ранее курсировавшие 9-ый и 8-ой и один – новый: через микрорайоны, ул. Койгелди – ул. Казыбек би до площади имени Жамбыла.
Директор компании рассказал о главной проблеме: без дополнительного финансирования троллейбусный парк существовать не сможет.
– Образно говоря, если один троллейбус за один день «заработал» 10 тысяч тенге, то семь из них уйдут на оплату электроэнергии. А есть еще и другие статьи расходов: оплата водителю, техобслуживание машин и кабельных линий. В Алматы, например, троллейбусный парк объединен с автобусным, создан муниципальный автопарк, в котором машины работают на газе. Часть прибыли автопарка помогает «устоять на ногах» троллейбусному. Есть и другой вариант: ежемесячно выделять из бюджета города около полутора-двух миллионов тенге дотаций.
Керимхан Тамаев рассказал и об уязвимости этого транспорта. Помимо дорожных работ движение троллейбусов могут парализовать и обрывы воздушных линий, которые нередко совершаются крупногабаритным транспортом. В таких случаях движение троллейбуса прекращается, прибывает ремонтная бригада, и начинаются работы. С виновного водителя взыскивают деньги за ремонт. Такие прецеденты нередко перетекают в судебные тяжбы. Если водитель скрылся с места ДТП, что бывает нередко, его разыскивают полицейские.
К преимуществам этого вида транспорта относится и экологичность. Десять троллейбусов по количеству перевозимых пассажиров заменяют 40 автобусов малой вместимости, которые за один год выбрасывают в атмосферу около 500 килограммов вредных веществ. Еще одно обстоятельство немаловажно для комфорта и безопасности пассажиров троллейбусов – их водители не устраивают гонки в борьбе за пассажиров, что нередко делают некоторые водители автобусов.
В областном департаменте экологии поддерживают идею использования троллейбусов. Руководитель отдела экологического регулирования Юрий Пасечный рассказал, что около 70 процентов всех вредных выбросов в окружающую среду приходится на автотранспорт. При его эксплуатации в атмосферу попадает около семи видов вредных химических соединений, из которых почти половина относится к первому и второму классам опасности. Некоторые из них относятся к группе озоноразрушающих веществ. Как известно, в нашей стране принята Концепция развития «зеленой» экономики, включающая в себя наряду с созданием безвредных в экологическом плане объектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и использование транспорта, работающего на газе или электричестве.
– Наш департамент подал ходатайство в городской акимат о выделении средств для троллейбусного парка, – рассказывает Юрий Пасечный. –В областном управлении природных ресурсов существует специальный природоохранный фонд, деньги которого предназначены для подобных мероприятий. Главное – доказать необходимость проекта.
Будем надеяться, что бесперебойное движение троллейбусов все-таки возобновится, а это позволит разгрузить пассажиропоток по нескольким направлениям.