Парадоксально, но факт: о маслихатах народ имеет поверхностное представление. Знает, что там заседают депутаты и что-то решают. Работа же местных исполнительных органов, как правило, на виду. Именно в акиматы чаще всего идут люди со своими проблемами, запросами и предложениями. А что же власть представительная? Какова ее роль в политической, экономической и социальной жизни региона? Что рознит и что объединяет эти две ветви власти.
Если заглянуть в историю становления маслихатов, то нужно начать с его названия. Ведь известно, что «как назовешь корабль, так он и поплывет». Поначалу они назывались несколько мудрено: «маслихаты-собрания депутатов». Потом одни депутаты посчитали, что такое определение какое-то неуклюжее; другие говорили, что «хоть горшком назови…», только лишь польза была бы людям. В итоге у маслихатов убрали «собрание».
Немало копий было сломлено также в спорах о том, каким быть местным представительным органом, каково его место на Олимпе власти. Была, к примеру, настоящая чехарда с созданием, а затем упразднением Президиумов Советов народных депутатов, затем слиянием Советов с местными администрациями, потом вновь их разделением на акиматы и нынешние маслихаты. Одним словом, шел поиск новых форм деятельности органов власти в молодом суверенном государстве, взявшем курс на демократизацию общества.
Много воды утекло с тех пор. Сегодня можно сказать, что в этих спорах расставлены все точки: маслихаты нашли свою нишу во властной структуре нашего общества. Примеры? Пожалуйста! В соответствии с действующим законодательством к компетенции маслихатов отнесено утверждение бюджетных программ, которые реализуют местные исполнительные органы. Без согласия местных «парламентариев» не могут назначать акимов. Составы окружных и территориальных избирательных комиссий теперь избираются на сессиях маслихатов. Немало и других полномочий. Все эти факты говорят об огромном доверии к органам представительной власти. И это правильно. Центральные органы власти и даже региональные, образно говоря, «далеки от народа». Простому аульному жителю попасть на прием к какому-нибудь областному руководителю по поводу решения вопросов местного значения стоит большого труда. А вот если власть будет поближе, да полномочий у нее будет побольше, то времени и усилий на решение проблем будет меньше. Проще говоря, проблемы образования, здравоохранения, борьбы с преступностью, обеспечением населения продовольствием, электроэнергией и питьевой водой- все это должно решаться на месте. В этом плане, в качестве примера, можно сослаться на работу нашего областного маслихата прошлого созыва. Так, депутат Асаубай Майлыбаев и на сессиях, и в средствах массовой информации поднимал вопрос об упорядочении работы таразских рынков, и в особенности «зеленого базара», об антисанитарии, царящей на них, пожарной и дорожной безопасности на их территориях. К тому же на месте центрального рынка было намечено произвести археологические раскопки. Словом, депутат бил тревогу по этому поводу. И вот после этого «лед тронулся». Нынче базары перенесены на окраины города.
Вспоминается также и проведенная весной 2011 года сессия, посвященная проблемам развития массового спорта в регионе. На ней были затронуты вопросы улучшения материальной базы спортивных организаций. В этом плане, как убедились многие жамбылцы, при поддержке депутатов стала проводиться большая работа. Появились футбольные поля с искусственным покрытием, детские игровые площадки во дворах многоэтажек Тараза, Жанатаса, Каратау, в Жуалынском и других районах. В одном таком дворе, что возле таразкого магазина «Скарлетт», побывал Президент страны Н.Назарбаев во время своей рабочей поездки по Жамбылской области и дал хорошую оценку этому начинанию.
Запомнилась поездка депутатов в Жанатас в начале 2000-х, где состоялось выездное заседание постоянной депутатской комиссии по финансам и бюджету. Жанатас в то время представлял собой город-призрак: безлюдные улицы, сотни брошенных квартир. В некоторых пятиэтажках проживало всего по три-четыре семьи. Из-за них в отопительный сезон приходилось отапливать полностью весь дом, терялись деньги. Местные власти разработали свою программу оптимизации жилья. Но чтобы собрать жанатасцев, нужны были средства. К примеру, чтобы сделать пригодным для жилья один пятиэтажный 65-квартирный дом, необходимы были десятки миллионов тенге. А таких средств в казне города не было. Депутаты, побывавшие в Жанатасе, вынесли на свою сессию эту проблему, и вскоре была принята региональная программа возрождения малых городов. Сейчас все изменилось - Жанатас ожил.
Все это говорит о том, что маслихат не такой уж и бессильный орган, как некоторые себе это представляют. По большому счету, а это особенно наглядно видно во время процедур по работе с бюджетом, акимат не может принять ни одного решения без согласия маслихата. Приведу пример. Областной бюджет, и это не секрет, на 80 процентов подпитывается из республиканских источников. Поэтому народные избранники не раз выносили предложения по изысканию дополнительных средств для увеличения доходной части бюджета. Все тот же депутат Асаубай Майлыбаев привел на одной из сессий следующие расчеты. Так, в области из сверхмиллионного населения его трудоспособная часть составляет 400 тысяч человек. Их средняя заработная плата, как утверждали статистики, в то время составляла 32,5 тысячи тенге. Следовательно, за год налогов должно было бы поступить 16 миллиардов тенге. На деле же местные налоговики собрали 7,5 миллиарда тенге. После этой сессии все вопросы, связанные с бюджетом, проходили в маслихате и первое, и второе чтение. И только после этого получали одобрение народных избранников. Одним словом, депутаты свое главное внимание сосредоточили на вопросах формирования и целевого использования бюджетных средств. В итоге удалось добиться заметных подвижек в этом деле. То есть руководители бюджетных программ стали бережнее относиться к «государственному кошельку». А сам областной бюджет заметно вырос. Если в 1994 году (в год рождения маслихатов) областной бюджет едва достигал 1,6 миллиарда тенге, то нынче он перевалил за сотню миллиардов. Правда, депутатам иногда все-таки не хватало мужества в отстаивании своих позиций в спорах с исполнительной властью. Так, за все годы работы в аппарате областного маслихата, а это четыре созыва подряд, я не припомню случая, когда депутаты хотя бы раз отклонили проект бюджета, предложенный акиматом.
В самом начале данной статьи упоминалось о проводимой у нас в стране модернизации государственного управления. Конечно, в этом плане сделано немало. Но жизнь не стоит на месте. Совершенству, как говорится, нет предела. К концу работы маслихата четвертого созыва его ревизионная комиссия была преобразована в государственное учреждение «Ревизионная комиссия Жамбылской области». Круг ее обязанностей остался прежним - контроль за исполнением местного бюджета. Возникает вопрос: зачем же тогда прежнюю комиссию реформировали? Дело в том, что в бывшей комиссии облмаслихата был малочисленный штат освобожденных работников. Даже с привлечением специалистов со стороны, а также силами депутатов сложно было справиться с контролем финансирования всех бюджетных программ. Фактически эта ревизионная комиссия за месяц успевала провести всего три-четыре проверки. Это, конечно, мало. Деньги, как говорится, любят счет, а посчитать их малыми силами оказалось невозможно. Это было правильным решением, тем более, что нынешняя комиссия остается подотчетной маслихату.
Быть депутатом - большая ответственность. В его руках- доверие людей. Оно - словно хрустальная пиала, которую нельзя обронить, расплескать наполненную в ней Надежду избирателей. Считаю, что мне повезло работать вместе с такими депутатами, про которых избиратели говорят: «Депутат у нас - что надо». Это Асаубай Майлыбаев, Совет Калмамбетов, Саят Саргаскаев, Валерий Сергеев, Сембек Сейдазимов, Еркынбек Солтыбаев, Жалгас Таукебаев, Александр Шлегель и другие. Каждый из них внес достойную лепту в развитие родной жамбылской земли. У них было чему поучиться другим депутатам. В том, что маслихаты стали одной из крепких ветвей властного древа, есть и их заслуга.
Прошло 20 лет со дня образования местных представительных органов - маслихатов. За это время они показали себя нужными нашему обществу, доказали, что депутатское слово и дело имеют значение, и что депутаты многое могут решить. То есть они действительно становятся, как сказал Глава нашего государства: «…..основой местного самоуправления в нашей стране, как представительные органы, избираемые местным населением, для решения местных задач».