Наша встреча с Татьяной Алексеевной Михалевич проходила в уютном доме, построенном ее родителями в далекие послевоенные годы. За чашкой чая эта обаятельная женщина, такая эмоциональная, как она сама призналась, и в жизни, и на работе, поведала скромно и сдержанно простую историю своей жизни.
Родилась в Джамбуле, который беззаветно любит, в семье водителя-экспедитора и врача-терапевта областной поликлиники. Моя собеседница, неторопливо перелистывая страницы семейного альбома, с какой-то пронзительной ноткой в голосе рассказывает о тех родных, кого уже нет. Вот пожелтевшая и ставшая хрупкой от времени фотография патриарха семьи Ефима Николаевича Михалевича, участника первой мировой и Гражданской войн, служившего в свое время в охране В.И. Ленина. Многие его документы и регалии хранятся ныне в Жамбылском областном историко-краеведческом музее. Рассказывая о родителях, Татьяна Алексеевна больше говорит о том, какие человеческие качества заложили в ней, будущем учителе, эти люди.
- От мамы я унаследовала бесценный дар доброты и милосердия, великого терпения, рационального подхода к жизни. От отца, белорусского партизана, а затем пулеметчика Красной Армии, дошедшего с боями до Берлина, достались упорство в достижении цели и привычка не пасовать ни перед какими трудностями.
Как оказалось, в роду у них не было учителей, так что дорогу в профессию на всю жизнь ей открыли своим примером учителя СШ № 31, где она провела все свои «школьные годы чудесные». Это Т. Цигулева, Владимир и Лидия Бобровы, настоящие «инженеры душ человеческих». Поэтому без колебаний поступила на филологический факультет местного пединститута, который окончила в 1974 году.
- Настоящее «боевое крещение» в должности учителя русского языка и литературы я получила в Биликульской средней школе имени К. Кошмамбетова, где год проработала по направлению, - вспоминает Татьяна Алексеевна. – Сразу дали часы и классное руководство в десятом классе. На первом уроке ноги подгибались от страха, ведь за партами – почти мои ровесники! Если бы спросили, как моя фамилия, то вряд ли вспомнила (смеется). А потом стала этим ребятам как учитель, старшая сестра и наставница.
Почти сорок лет Татьяна Михалевич «сеет разумное, доброе, вечное» в одной и той же школе № 32, носящей имя великого путешественника, географа и просветителя Шокана Валиханова. Здесь ей тоже повезло, в самом начале учительского пути рядом трудились профессионалы, замечательные специалисты. В общем, было «делать жизнь с кого». Наставницей молодого учителя стала Софья Рензяева, удостоенная звания «Отличник просвещения Казахской ССР». Именно от нее к Татьяне Алексеевне перешел и остается по сей день неистребимый азарт внести в каждый урок что-то новое, разнообразить формы и методы постижения учениками «великого и могучего», написанных на нем произведений классической и современной литературы. Практикует уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-концерты.
- Каждому времени не только свои песни, но и своя школа, свой учитель. Мы обязаны поспевать за требованиями постоянно развивающейся педагогической науки и практики, иначе навсегда «отстанем от поезда», в результате пострадают наши ученики. А это недопустимо! – считает Татьяна Алексеевна.
Если раньше учителю приходилось вручную готовить к уроку раздаточный материал, крутить на уроке диафильмы и слайды, пластинки и магнитофонные записи, то сейчас на смену всему этому пришла интерактивная доска.
- Работать на уроке стало проще, но не скажу, что домашней подготовки стало меньше. Зато какие открылись возможности! – с восторгом описывает учитель это чудо техники.
Вспомнили основной лозунг советской школы: «Давать глубокие и прочные знания». Сейчас, по мнению Т. Михалевич, школа призвана дать не только основы наук, но и научить свободно ориентироваться в потоках информации, привить стремление к непрерывному образованию и самосовершенствованию.
- Что же касается связки «учитель – наставник», - продолжает Татьяна Алексеевна, - то на мой взгляд ее роль даже возросла. Ведь многим родителям, к сожалению, сегодня некогда заниматься своими чадами, и это обстоятельство надо воспринимать как реальность нашего времени, без паники. У школы в этом смысле есть и опыт, и мощный воспитательный потенциал, заложенный буквально в каждом предмете, - от патриотики до этики поведения и эстетики. Нам надо умело это применять.
- А как изменились сами ученики! Это же другие люди – поколение NEXT, - восхищается учитель. – Они более напористы, более эгоистичны, знают, что им нужно в жизни. Нынешние школьники – это зеркало своих родителей, того общества, в котором они живут. Согласитесь, так было всегда.
Для Татьяны Алексеевны все ее ученики – ее дети. С нескрываемой гордостью она готова часами рассказывать о них: победителях городских и областных олимпиад и конкурсов по русскому языку и литературе, о сотнях своих выпускников, ставших достойными людьми в избранных профессиях и в личной жизни. Конечно же, предмет особой гордости – ее дочери. Старшая – Ирина занята в информационной сфере, младшая – Ольга Нагаева – талантливый журналист, работает корреспондентом популярного еженедельника «Аргументы и факты. Казахстан», сотрудничает с телеканалами «Хабар» и «Ел арна», где ведет тематические рубрики и авторские программы.
Достигнув пенсионного возраста, учитель высшей категории Татьяна Алексеевна Михалевич продолжает трудиться в родной школе № 32. «Жизнь удалась и продолжается!» - на такой оптимистической ноте мы завершили беседу.