В течение 20 лет, с 31 мая 1997 года, указом Главы государства Н. Назарбаева в Казахстане ежегодно вспоминают погибших в годы голодомора и жертв политических репрессий
Тематическим вечером «Память во имя будущего», подготовленным специалистами КГУ «Қоғамдық келісім» аппарата акима Жамбылской области, отметили скорбную дату в Доме дружбы этнокультурные объединения и молодежная лига «Ақ желкен» при региональной ассамблее народа Казахстана. Идущий на экране обратный отсчет времени, от дня сегодняшнего до исторической даты провозглашения Независимости страны, овеянной легендами Великой Отечественной войны и вглубь, вплоть до 20-х годов прошлого века, настроил присутствующих на восприятие всего происходящего на импровизированной сцене. Скупыми средствами театрализованного представления была разбужена память потомков свидетелей тех лет.
В 1927 году руководитель Компартии Казахстана Филипп Голощекин объявил курс на коллективизацию и перевод казахов-кочевников на оседлый образ жизни. В результате множества перегибов и изъятия скота у населения, в период массового голода 1932-1933 годов в Казахстане погибло более полутора миллионов человек. Более 600 тысяч казахов покинули пределы страны. В результате сталинских репрессий 1936–1938 годов в Казахстане было репрессировано более 103 тысяч человек, свыше 25 тысяч из них подверглись расстрелу. Была уничтожена большая часть представителей казахской элиты: видные политики, деятели науки, культуры и искусства, истинные патриоты своей многострадальной Родины. Именно в 30-е годы XX века в бескрайних степях по всему Казахстану появились «исправительно-трудовые» лагеря ГУЛАГа — Степлаг, Карлаг, АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины), через которые прошли сосланные под надуманными предлогами порядка пяти миллионов человек со всего Советского Союза.
В предвоенные годы и годы военного лихолетья наша страна стала местом насильственной депортации миллиона граждан со всего Советского Союза. С осени 1937 года сотни тысяч корейцев, турок, иранцев, курдов, азербайджанцев были переселены в республику. За ними последовали чеченцы и ингуши, карачаевцы и балкарцы, крымские татары, греки, поляки, немцы, другие национальности, – всего порядка 1,2 миллиона человек, которые обрели в Казахстане вторую родину.
- Депортация коснулась моего народа, репрессии – непосредственно моей большой семьи, - поделился воспоминаниями председатель общественного объединения «Жамбылский чечено-ингушский культурный центр «Вайнах» Рамзан Магомадов. – Под видом совещания в райкоме был вызван мой отец, председатель колхоза, а на следующий день он был расстрелян. По дороге на место депортации я лишился двух старших братьев и сестры. Мы оказались в селе Аса Жамбылского района, ставшим для нас родным, потому что дружелюбно, как своих, нас принял казахский народ. Мы благодарим Всевышнего за то, что нас привезли на благословенную землю Казахстана, а ведь могли направить в Мурманск, на Дальний Восток, в Магадан… Мы выжили, и благодарную память об этом завещали своим потомкам на все времена.
- Шли на Восток эшелоны с депортированными поляками, в некоторых из них по прибытию на место не оставалось ни одного живого человека, - с волнением обратилась к участникам вечера председатель общественного объединения «Жамбылский областной центр языка и культуры польской «Полонез» Лариса Калькова. – Тех, кто выжил, выбрасывали в холодную и голодную степь. Казахи, казалось бы, совершенно чужие люди, с абсолютно другим укладом жизни, культурой, традициями и обычаями бескорыстно пришли на помощь, делясь последним куском хлеба и глотком молока, приняв наших дедов и отцов. Я родилась уже на этой земле и низко кланяюсь ей и ее народу. Пусть о трагическом прошлом ни на секунду не забываем ни мы, ни наша казахстанская молодежь, ведь без прошлого нет будущего.
14 апреля 1993 года был принят Закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». К настоящему времени в республике реабилитировано, восстановлено доброе имя более 350 тысяч незаконно репрессированных, включая депортированных в Казахстан. Работа по раскрытию и изучению архивных документов продолжается по сей день. А мемориальный вечер продолжился Минутой молчания, зажжением свечей памяти, концертом патриотических песен молодежи.
Михаил БУНИН, фото автора