Надежда:
- Конечно, 500 тысяч в год – это очень дорого, не каждая семья сможет такую сумму платить за обучение. Но у меня возникает другой вопрос – за такие деньги какое качество предоставления услуг должно быть? Посмотрите на наши вузы – преподаватели, чтобы подзаработать, сразу в нескольких учебных заведениях работают одновременно, даже если они и достаточно образованны и много знают в своем предмете, им просто некогда нормально заниматься с нашими детьми. А что касается условий обучения? Даже в государственных вузах средний ремонт, не самая удобная для обучения мебель, компьютерные классы с устаревшим оборудованием, дряхлые учебники… Разве можно за это платить такую сумму? Сначала необходимо поднять материально-техническую базу всех вузов до достойного уровня, затем заняться кадрами, и лишь потом говорить о поднятии цены.
Елена Викторовна:
- Если цена так вырастет, то не каждому будет доступно образование. Следовательно, главным критерием, будет ли ребенок учиться, или нет, станет не уровень его знаний и личные качества, а количество денег его родителей. Получается, что дети умные и талантливые пойдут в училища или разнорабочими, потому что родители не будут в состоянии все это оплачивать, а те, которые, может, ничего и не знают, но имеют много денег, будут учиться. К чему это может привести? Будут гибнуть умы, и государство не будет развиваться в нужном направлении. Поэтому необходимо, прежде чем поднимать цену, хорошо продумать вопросы предоставления возможности талантливым детям учиться. Пусть добавят гранты, введут льготы, чтобы одаренные, умные дети могли беспрепятственно поступать в вузы.
Сонна Магадыновна:
- Надо поднять качество обучения, прежде чем поднимать цену. Сейчас смотришь на выпускников и понимаешь, что качество образования находится на не очень высоком уровне. Нужно посмотреть на кадры, которые обучают наших студентов. Очень хорошо было бы провести аттестацию, соответствуют ли преподаватели предъявляемым к ним требованиям? Но еще нужно вот какой вопрос продумать – студент, заплативший такую сумму за образование, окончивший вуз, будет ли обеспечен работой? Сколько бакалавров и специалистов после вузов сидят без работы? У нас когда-то было три вуза, которые полностью обеспечивали кадрами область – и педагогами, и инженерами, а сейчас выпускают одних экономистов и юристов, и куда потом они все идут? Может быть то, что цены будут так подниматься, хорошо отобьет желание у всех подряд поступать в вузы. Тогда надо развивать среднее специальное обучение. Ведь у нас сейчас дефицит кадров, выпускаемых профучилищами и лицеями, – слесарей, электриков, сантехников. Между прочим, вся Европа и США так живут. Их выпускники поступают, в основном, в колледжи, а в вузы очень большой конкурс, поэтому туда идут действительно только самые талантливые. Может, стоит задуматься?
Денис:
- Интересно, а откуда взялась такая высокая цена гранта – 500 тысяч? Ведь у нас средняя зарплата (не по статистическим данным, конечно, а по моим наблюдениям) составляет около 50-60 тысяч. Значит, родителю нужно четыре года откладывать практически 100 % своей зарплаты, чтобы выучить ребенка? А жить тогда на что? Еще читал недавно информацию, в которой говорилось, что полное обучение в медицинском институте стоит около 40 тысяч долларов... А сколько у нас зарплаты врачей? 40-50 тысяч тенге в месяц. Это же сколько лет молодой врач будет окупать свой диплом?
Жансулу:
- Конечно, я против того, чтобы цена поднималась, у меня вот дочь школьница, боюсь даже представить, сколько будет стоить обучение, когда она вырастет, а ведь высшее образование получать ей нужно. Думаю, что качество нашего обучения не в полной мере соответствует этой цене. Насколько я знаю, за эти деньги ребенка можно выучить за границей, тогда я лучше в иностранный вуз отправлю дочь учиться, так, по крайней мере, ее диплом потом будет цениться, а не как сейчас каждый второй имеет диплом о высшем образовании.