Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 19 дек, 10:46

Старая как мир история

Зрительный зал на удивление быстро заполнялся публикой, за кулисами режиссер-постановщик спектакля Жамал Бодаубаева отдала последние наставления актерам и работникам сцены и в образовавшейся паузе до начала премьеры согласилась ответить на несколько наших вопросов о спектакле и не только.

 - Жамал Базаркуловна! Как и почему Вы решились взяться за такую сложную психологическую драму?

 - В последнее время у нас часто ставили спектакли в легких стилях: как, например, арт-хаус, комедии и прочее. Считаю, что актер из роли в роль должен расти, а растет он только на хорошей классике, на психологических ролях. Без этого просто нельзя. Мы забываем, что подурачиться на сцене, «обмануть» зрителя как-то можно, тем более зрителю это стало нравиться, но на классике никогда и никто никого не обманет. Здесь, если есть актер, значит, он есть, а если его нет, то сами понимаете… сразу видно. Да и зрителя пора приучать к серьезному и глубокому.

 - Юджин О'Нил известен как новатор в американской драме, реформировавший американскую и не только драматургию и театр. Он оставляет широкую площадку для свободы творчества режиссера и актеров. Вы этой возможностью воспользовались?

 - Я не принадлежу к тем режиссерам, которые идут на все, чтобы выпятиться, подмять замысел автора под себя. Очень бережно отношусь к первоисточнику, ведь мы не можем, особенно в классике, что-то произвольно менять. Поэтому постаралась сохранить все: атмосферу американского сельского быта середины XIX века, в котором происходят события, стиль, костюмы, в тексте не изменила ни строчки. Очень осторожно подошла к ремаркам.

 - По этой драме Голливудом был поставлен художественный фильм с Софи Лорен в роли героини. Наша Елена Козаченко как, соответствует?

 - Да, этот фильм я видела в пору своей молодости. Могу только сказать, что Елена играет даже лучше. Блистательная Софи Лорен очень красива, брала фигурой, но она не очень сильна в сложных психологических ролях, в ней какая-то подчеркнутая легкость была – это ведь голливудский фильм… А Лена Козаченко – настоящая драматическая актриса, как будто рожденная для этой роли. Посмотрите спектакль и убедитесь.

***

На сцене по законам жанра медленно разворачивается действие - драма в доме 75-летнего сурового фермера Эфраима Кэбота (артист Ярослав Дубовенко). Неказистое старое здание, над которым склонились два мощных вяза. Они не только «защищают дом», но и подавляют его, в них есть что-то от изнуряющей ревности, от эгоистичной материнской любви. Об умершей второй жене Эфраима часто вспоминают пасынки Симеон (артист Виктор Дадаев) и Питер (артист Тимур Ичиков), ее сын Эбин, младший в семье (артист Виктор Майнашев). Все трое крепкие, кряжистые, тяжело трудятся на ферме отца, поливая землю «потом и кровью». Все трое жаждут получить свою долю фермы (это и есть пружина сюжета). Симеон и Питер, сломленные, как они говорят, «рабским положением», завороженные золотой лихорадкой, буквально грезят Калифорнией, и когда старый Эфраим женится в третий раз, они продают свои доли Эбину и подаются за своей мечтой на Запад.

И вот, на ферме появляются они, в дугу согнутый возрастом и работой хромой Эфраим Кэбот в сопровождении своей третьей молодой жены Абби Пугнем (артистка Елена Козаченко). Она - молодая, красивая, чувственная и алчная, тоже претендует на унаследование фермы. Пружина сюжета раскручивается все быстрее и быстрее. Красотка вырывает у мужа обещание, что тот подарит ей ферму, если она родит ему ребенка. Выполняет требование, родив сына, но не от мужа, а от Эбина, искусно разыгрывая страсть к нему. Цель, казалось бы, достигнута: старик одурачен и восхищен, он лишает Эбина наследства. Тот грозит открыть отцу всю правду о ребенке и уехать к братьям в Калифорнию. Но, как оказалось, любовники попали в собственную западню, их чувства друг к другу окрепли и стали серьезными. Перед угрозой навсегда потерять Эбина, Абби, стремясь доказать ему свою любовь, решается на отчаянный шаг - она убивает ребенка. Эбин вызывает полицию. Любя Абби, он берет на себя часть вины. Их обоих уводит шериф.

Вот такая житейская история, старая как этот мир. Незатейливый, но такой глубокий показ губительной власти собственничества, о силе ее антигуманного воздействия на человека. Страсти, сильные чувства двигают людьми, и исполнители ведущих ролей в спектакле сумели в полной мере передать характеры и переживания своих героев. Действительно, на высоте оказалась Елена Козаченко и ее Абби – актриса и созданный ею сценический образ слились воедино. Зрители плакали, искренне сопереживая душевным терзаниям героини. В общем, эта пьеса О'Нила, занимающая прочное место в мировом театральном репертуаре, а теперь добротно поставленная в нашем театре, вполне заслуживает того, чтобы прийти и посмотреть.

Старая как мир история
Старая как мир история
Старая как мир история
Старая как мир история
Старая как мир история