Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 12 дек, 11:12

Бюджет не для всех?

Для начала поясним, что индекс открытости местных бюджетов (ИОМБ) позволяет выявить уровень прозрачности бюджетных процессов в области. По индексам разных регионов можно сравнивать их между собой, что мотивирует органы местного управления к повышению прозрачности бюджетной информации. Данный индекс позволяет делать выводы о том, какие регионы предоставляют больше возможностей своим гражданам для участия в бюджетном процессе. После анализа специалистами ОО «Центр Справедливости», проводившими в Жамбылской области данное исследование, удалось выяснить, что для нас показатель ИОМБ составил 25,29 балла из 100 возможных.

Результаты исследования ИОМБ 2013 года были озвучены на минувшей неделе во время круглого стола, организованного Центром медиации и права «Бітімгер», МОО «АРСМИ», ОО «Жандану», ОО «Права и возможности инвалидов», ОО «Гражданское движение пенсионеров «Поколение», ОО «Русский центр». С отчетом выступила Асель Крыкбаева, директор ОО «Центр поддержки правовых и экономических реформ» города Алматы. «Оценка  ИОМБ для вашей области показывает, что местные органы предоставляют общественности минимальную информацию о бюджете и финансовой деятельности местных властей. Поэтому для граждан затруднительно иметь подотчетное правительство и отслеживать, как оно управляет денежными средствами области», - пояснила она.

Во время исследования оценивалось, насколко открыто и доступно гражданам предоставляется информация на всех стадиях бюджетного процесса: во время его планирования и разработки, во время рассмотрения и утверждения, в процессе исполнения и во время подведения итогов – опубликования годового отчета об исполнении бюджета.

По словам представителя Центра, нашим властям нужно улучшать механизм обратной связи, который позволит жителям оперативно получать свежую и, что самое главное, развернутую информацию о бюджете из областных газет.

Стоит заметить, что предварительно бюджет должен рассматриваться в постоянных комиссиях маслихата, где в ходе обсуждения можно внести поправки. И только после этого проект бюджета выносится на утверждение сессией маслихата.

«Поскольку СМИ не информируют о том, что происходит в постоянных комиссиях, а многие жители об этих комиссиях даже не знают,  жамбылцы не могут вносить какие-либо изменения», - отметила А.Крыкбаева.

Существует восемь ключевых бюджетных документов, причем в процессе анализа оценивается не только полнота информации каждого из них, но и доступность для населения. Выяснилось, что у среднестатистического гражданина нашей области нет возможности досконально изучить все эти данные и понять, как и куда идут средства.

«Самая открытая область – Восточно-Казахстанская, - рассказала А.Крыкбаева. -  Там развито электронное правительство, большинство информации есть на сайтах, в газетах. Там очень активен некоммерческий сектор.

На вопрос о том, почему госорганы не стремятся вовлекать общественность в формирование бюджета, был получен предельно ясный ответ: «Есть несколько основных причин. Госорганы не хотят тратить время. Другая причина -  у людей есть проблемы, они с ними приходят, но это нигде не отображено. Жители приходят просто рассказать, поделиться проблемами с властями и экспертами. В той же Восточно-Казахстанской области много некоммерческих организаций, которые работают уже больше 10 лет. Они долго учились, они пишут обоснованные запросы с указанием конкретных сумм, дат. Одним словом,  все связано  с недостаточной квалификацией тех, кто обращается».

Открытость местного бюджета может снизить и процент коррупции. Если есть план и заявка на постройку какого-то объекта, и жители в курсе, они могут проявить свою заинтересованность и проследить за выполнением.

«Это снижает еще и традиционные издержки. Если вся информация в открытом доступе, не нужно писать запросы и ждать ответа. А такая экономия времени весьма выгодна любому горожанину», - сказала она.

На этом исследование не остановится: «Мы презентуем эти результаты  на круглом столе в Астане и  раздадим рекомендации: публиковать в открытом доступе проекты бюджета, проводить общественные слушания с участием заинтересованных сторон, публиковать годовые отчеты с объяснением причин расхождения между планом и фактом, а также публиковать отчеты заседаний бюджетных комиссий».

Будем надеяться, что наши власти прислушаются к рекомендациям, и в ближайшем времени у жителей нашей области появится возможность принимать активное участие в формировании бюджета.