За время поисков Ивану удалось побеседовать с людьми, которые поделились с ним интересными фактами. К примеру, он разговаривал с сотрудницей бывшего ателье №2 «Малышка». Людмила Васильевна Федюрка (Евдокимова) рассказала, что в апреле 1979 года ей поступил звонок от Гайникен Айдархановны Бибатыровой, она была секретарем по идеологии в обкоме партии. Был дан заказ – сшить подарочный национальный казахский костюм для Анны Герман. Время было ограничено – певица была в городе короткое время, и надо было успеть до концерта все изготовить. Пришлось работать в ночную смену, была сформирована бригада. Всю ночь шили нарядный камзол и саукеле. Готовый наряд был преподнесен певице во время ее концерта в городском театре. Когда Анна примерила головной убор, он оказался ей маловат и его отвезли обратно в ателье, чтобы растянуть на колодке. Ивану даже удалось познакомиться с жительницей Тараза Дилей Турабековой, которая, будучи 18-летней ученицей, обучалась шитью как раз в ателье «Малышка». И именно ее наряду с другими мастерами вызвали в ту ночь шить наряд для Анны Герман. «В благодарность за работу обком выдал нашей смене пять билетов на концерт Анны, - вспоминает Диля, - а поскольку нас было больше, мы кидали жребий, кому посчастливится попасть на этот концерт».
Другая запомнившаяся встреча состоялась с завучем бывшей школы №3 имени Крупской Риммой Сергеевной Ишханян, которая совершенно случайно попала на репетицию Анны Герман: «По стечению обстоятельств в тот день я оказалась в театре, и пять минут пробыла в зрительном зале. На сцене была только Анна и ее музыканты. Она пела какую-то лирическую песню. Пела так красиво, что можно было заслушаться, но мне помешала работница зала, она попросила меня удалиться, чтобы не мешать певице репетировать. При выходе я еще раз оглянулась на сцену – такой и запомнилась мне Анна Герман – скромная, в красных сапожках, с удивительно красивым голосом».
В домашнем архиве Татьяны Юлдашевой, дочери Ларисы Алексеевны Щукиной, нашлись две уникальные фотографии, сделанные во дворе джамбулского театра у служебного входа случайным фотографом. На них – Анна Герман, торопящаяся на репетицию, и сопровождающая ее секретарь Горкома партии Лариса Щукина. Эти кадры оказались единственными фотографиями Анны Герман, сделанными в апреле 1979 года в Джамбуле, которые удалось отыскать.
Иван знал, что по окончании тех гастролей Анна Герман дала в Москве интервью «Учительской газете». На вопрос журналиста о самых ярких впечатлениях во время гастролей по Средней Азии, певица ответила:
«Не так давно мне довелось снова побывать в тех местах, где прошло мое детство. Это были минуты приятного волнения. На аэродроме Джамбула меня встречали ученики той самой школы, в которой я когда-то училась. Учителя были уже, конечно, другие, но дети выглядели такими же красивыми и приветливыми. Наверное, каждому человеку нужно в жизни хотя бы однажды снова встретиться со своим детством… Моя мама преподавала в джамбулской школе немецкий язык, сейчас мы иногда с улыбкой вспоминаем, как я помогала проверять ей тетради. Отметки я, конечно, не ставила, но ошибки отмечала красным карандашом. Таким образом, я с раннего детства жила в атмосфере нескольких языков и прежде всего русского. Воспоминания, к сожалению, остались о том времени довольно скудные, но в каком-то отношении яркие и, разумеется, приятные, как все, что связано с детством. Скудные, потому что это были первые классы начальной школы и многое уже забылось. Помню парту такую прочную, крепкую. Сейчас такие уже, по-моему, не делают. Я сидела за ней с мальчиком. У него были узкие косые глаза. Наверное, он был казахом. Он мне тогда очень нравился тем, что выглядел как игрушечный, потому что был маленьким, смуглым и румяным. Известно, что в этом возрасте дружба между мальчиками и девочками не возникает, но мой сосед по парте был ко мне внимателен, добр и приветлив. Из учителей запомнилась одна, которая была в начальной школе. Она ходила с нами гулять и рассказывала много интересного. И еще она запомнилась тем, что была ласковой и всегда улыбалась нам. Дети вообще лучше всего запоминают хорошее и доброе».
Особенная страница в поисках – это посещение Кыргызстана, а именно небольшого села Ак-Добо (бывшая Орловка). В 1943 году там в первый класс пошла будущая звезда эстрады. Ивану удивительно было осознавать, что они были первыми в истории, кто приехал на эту землю искать следы Анны Герман. «Это место связанно с ее детством, - подумал Иван. – Как удивительно дышать тем же воздухом, своими глазами видеть то, что когда-то видела она, идти по тем улицам, по которым ступала Анна».
Когда они поведали местным жителям цель их поездки, перед ними удивительным образом начали открываться все двери. Многие люди, узнав, что в их поселке пускай недолго, но жила Анна Герман, не сдерживали слез. К сожалению, не сохранилось здание школы, в которой училась первоклассница Анечка и где преподавала ее мама. На этом месте сейчас мечеть и цветут яркие красные розы – любимые цветы Анны Герман. Ивана это поразило, ведь в Таразе на месте школы имени Некрасова сегодня тоже мечеть. И это не первые такие совпадения. Иван знал, что впервые в жизни Анна Герман спела прилюдно на свадьбе у своей подруги в городе Вроцлаве в королевском костеле (этим словом в польском языке называют христианский храм). В Москве все свои песни на русском языке Анна записывала в студии «Мелодия», которая располагалась в здании старинного англиканского собора, сейчас он тоже действующий. Интересен и тот факт, что среди поклонников Анны Герман немало православных священников, костел адвентистов дня седьмого постоянно поминает Анну в своих богослужениях (кстати, муж Анны – Збигнев – прихожанин варшавского костела адвентистов). Ивану вспомнилась фраза, которую Анна сказала перед смертью: «Если Господь даст мне возможность вылечиться и снова встать на ноги, я больше не буду петь на сцене - буду петь только в храме для Бога...»
«В ее жизни есть эта незримая нить, связывающая ее земную жизнь с чем-то необъяснимым. Ведь это неспроста - многие важные места в ее жизни, которые я описал - теперь это места, где люди возносят свои молитвы - мусульмане, англикане, католики – неважно»,- рассуждал Иван.
С грустью он прощался с Кыргызстаном, а потом и с Казахстаном. Запасшись сувенирами, впечатлениями и большим количеством новой информации, он улетел в Москву. Сразу по приезду ему предстояла еще одна дорога – в польский город Варшаву, в гости к супругу Анны Герман Збигневу Тухольскому.
Они долго говорили в тот вечер о поездке в Тараз, о необыкновенной энергетике самого города, об удивительных встречах, о поездке в Киргизию, Иван рассказал ему, что недалеко от Тараза расположен дворцовый комплекс VIII—IX веков постройки Акыртас. И они предположили, что энергия и сила тех мест, где прошло детство Анны, передались ей. Ведь если задуматься: она была слабым ребенком, часто болела, да еще и военные голодные годы сказывались... Различные болезни сопровождали ее всю жизнь - у нее всегда было низкое давление, потом последствия итальянской аварии, сложные роды сына, а позже - онкология, тяжелейшие мучения последних лет жизни. И при этом столько сделанного - сотни песен, тысячи концертов, бесконечные гастроли.... Иван спросил у мужа Анны: «Где она брала на все это силы? Такая хрупкая, даже слабая... Что не давало ей сломиться?». Он сказал, что, возможно, ответ частично кроется как раз в ее детстве, может быть, энергия той земли, по которой она бегала босой девчонкой, подпитывала ее силой всю жизнь. «Высшие силы избрали ее и наделили большим количеством энергии, которую она в избытке дарила зрителям на концертах. Анне был подарен голос, равных которому нет в мире. И пускай с точки зрения профессионального вокала его можно любить или не любить - факт остается фактом - сила воздействия его на психику людей по сей день огромна. Ее голосом даже лечат психически больных людей (есть такая клиника в Германии). Люди, которым удалось побывать на ее выступлении, говорили, что она одним голосом умела дойти до сердца каждого зрителя в зале...», - высказал свои мысли Иван.
Такой была она – высокой хрупкой женщиной, слабой и сильной одновременно, с поистине ангельским голосом. Такой была она - великая Анна Герман.
P.S. После визита Ивана в село Ак-Добо у его жителей возникло желание увековечить память об Анне Герман – поэтому вполне возможно, что в обозримом будущем там появится памятник великой певице или даже улица ее имени. Кроме того, сейчас идет подготовка к празднованию в нашем городе второго Международного фестиваля землячества «Страна Азия-2014». Среди прочих вопросов обсуждается и переименование одной из улиц в Таразе в честь Анны Герман.