Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 14 ноя, 11:34

Белый ангел (Продолжение. Начало в № 45).

Первым волнительным мероприятием, в котором предстояло принять участие Ивану, было открытие мемориальной доски Анны Герман. Выбирая цветы, которые он возложит к мраморной плите, Иван отдал предпочтение белым гладиолусам. И это не случайно. Анну Герман называли Белым Ангелом. В ее песнях многое связано с этим цветом – «Белая черемуха», «…платье шила белое, когда цвели сады». Белый – цвет чистоты, и именно такой была душа Анны, которую она обнажала перед зрителями во время выступлений, когда звучал ее необыкновенной красоты голос.

«Великое дело – память. Человек жив, пока жива о нем память, - сказал в тот день Иван во время открытия мемориальной плиты. - Впервые имя Анны Герман было увековечено астрономом Крымской обсерватории и над нами есть малая планета под номером 2519, которая еще при жизни Анны получила ее имя. В 1987 году имя артистки было присвоено амфитеатру, площади и улице в городе Зелена-Гура, а также одной из улиц города Ургенч Узбекистана, где она родилась. Во Вроцлаве, где она жила и прошли ее студенческие годы, есть памятная табличка Анны Герман. Также в этом году, в марте-апреле, в Польше несколько городов назвали именем этой певицы улицы и площади – города Жешув, Нова-Руда, Ольштын.  В сентябре улицу Анны Герман открыли в столице Варшаве недалеко от ее дома. И что самое интересное – в этом году улица Анны Герман появилась в немецком городе Аугсбурге». Теперь и в Таразе на фасаде гостиницы «Жамбыл» увековечена память великой артистки. Весьма символично, что это случилось 20-го августа, а День ее памяти отмечается через пять дней, 25-го.

 

Впереди у Ивана была всего неделя, но он и представить не мог, сколько новых открытий она ему принесет. Радовал тот факт, что Иван не в одиночку будет заниматься поисками информации об Анне Герман – за время переписок по Интернету с жителями Тараза у него появились хорошие друзья, которые готовы были помочь ему: Ильяс Савельев, Татьяна Юлдашева, Аббас Садыков, Сержан Кайырбеков и Станислав Корепанов. Кроме того, бросив на неделю работу и все дела, вместе с Иваном из Москвы в Тараз прилетела Ольга Чернятьева, переводчица с польского языка, помощник Ивана, которая собирает материалы об Анне Герман еще с 80-х годов.

Необъяснимые и порой даже мистические события начались с первого дня поисков. Прежде всего, Ивану хотелось отыскать школу, в которой преподавала мама Анны. В военные годы это была средняя школа №37. Но оказалось, что почти никто в городе уже не помнит, какая именно из школ в годы войны носила 37-ой номер. Разные люди указывали на разные школы, в итоге они побывали и в школе № 3 (бывшая школа им.Крупской), и  в школе №17 за железнодорожной линией. Целый день поисков оказался безрезультатным. «Такое ощущение, что школа №37 от нас просто скрывается», - подумал Иван. И не ошибся, потому что лишь к концу поездки выяснилось, что сейчас - это школа №11. Позже сотрудница этой школы – Наталья Бикяшева – пришлет Ивану на электронную почту уникальную фотографию 1948 года, на которой изображено, как выглядела та школа, в которой работала преподавательницей немецкого языка Ирма Давыдовна Мартенс.

К сведению, в семейном архиве Анны Герман в Варшаве Иваном был найден документ – трудовая книжка Ирмы, в которой четко прописаны сроки ее работы в Джамбуле: 15 августа 1944 года она была назначена преподавательницей немецкого языка сш №37 ст. Джамбул, а 16 апреля 1946 года – освобождена от занимаемой должности в связи с репатриацией польских граждан. Эта запись точно указывает на сроки пребывания семьи Анны Герман в Джамбуле: август 1944 – апрель/май 1946 – почти два года.

В эти годы Анна уже была школьницей другого учебного заведения – школы имени Н.Некрасова, на месте которой сегодня находится мечеть. Иван отправился туда и приехал как раз в то время, когда читали молитвы. Дождавшись аксакалов, он попытался расспросить их о старой школе, но, увы, о ней никто не слышал. Иван вспомнил, что в интервью, данном в Джамбуле, Анна Герман говорила о том, что возле ее школы текла речка, и что, будучи детьми, они там даже купались. Эту небольшую речку Иван обнаружил во дворе нынешней мечети. «Все сходится», - подумал он. Впервые за дни поисков ему удалось узнать хоть что-то новое.

 

Вернувшись вечером в свой гостиничный номер, он достал из дорожного чемодана аккуратно и тщательно запакованные конверты и пакеты. В них находились уникальные вещи – архивные пластинки, фотографии, афиши – все это он приготовил, чтобы передать в Жамбылский историко-краеведческий музей для экспозиции, посвященной Анне Герман. Бережно снимая упаковки, Иван думал о том, как дороги ему эти вещи. У каждой из них – своя история, ради некоторых автографов или фотографий он, бывало, преодолевал тысячи километров, тратя по несколько дней, и все ради того, чтобы встретиться с человеком, согласившимся передать ему что-то ценное. Но по какой-то необъяснимой причине Иван впервые добровольно согласился расстаться с частью собранной им коллекции. «Вообще Тараз – удивительное место, он станет первым городом, в музей которого перейдут не копии, а оригиналы», - подумал Иван, рассматривая привезенные им будущие экспонаты выставки. Вот - уникальная пластинка с песнями Анны Герман, выпущенная еще при ее жизни, на которой записан концерт 1979 года. Как известно, именно в этот год она посетила с концертной программой Джамбул. А вот - афиши концертов, посвященных ее памяти, среди которых особо дорога Ивану Сказки 2003 года, когда в Москве на Площади звезд открывали именную звезду Анне Герман возле концертного зала «Россия», и тогда выступили многие знаменитости российской, советской эстрады. А здесь – фотографии… На одной из них Анна в миланском Доме мод на примерке нарядов в 1966 году, а ведь немногие знают, что она была звездой в Италии. Ивану, как биографу, было тяжело расстаться с этим всем, но решение было принято.

 

На следующий день поиски следов Анны Герман привели Ивана с «группой поддержки» к зданию ресторана «Тюльпан», ведь именно здесь в 1979 году состоялся торжественный прием в честь Анны Герман, организатором его была одна из жительниц Джамбула – Зайтуна Скрипаченко, которой в знак благодарности за гостеприимство Анна подарила свое украшение – белые бусы. Эти бусы пани Зося (как назвала ее сама Герман) хранила всю свою жизнь, и только недавно, уже после того, как Иван уехал из Тараза, дочь Зайтуны Скрипаченко передала это украшение как экспонат в Жамбылский историко-краеведческий музей.

Напротив ресторана «Тюльпан» сейчас – стройка. «А в военные годы там стояли бараки и глинобитные дома, в одном из которых ютилась семья – маленькая Аня, ее мать и бабушка, - подумал Иван. Он пытался в городских архивах найти хотя бы какие-то сведения о жильцах по этой улице за военные годы – но, увы, не сохранилось никаких документов – ни регистраций проживания, ни домовых книг.

 

Продолжение в следующем номере

 

Биографическая справка

Анна Виктория Герман появилась на свет 14 февраля 1936 в городе Ургенч (Узбекская ССР), в семье учительницы немецкого языка Ирмы Мартенс и бухгалтера Евгения Ойгена Германа. В 1937 году отец Анны был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 10 лет без права переписки, он был расстрелян в Ташкенте в 1938 году. В последующие несколько лет семья жила в Осинниках Кемеровской области, Ташкенте, Орловке (Кыргызстан) и Джамбуле. В наш город семья Анны приехала в1944 году, в сентябре. Что примечательно, в Джамбуле Анна жила и училась под фамилией отчима – Бернер, поскольку ее мать вторично вышла замуж в 1942 году за офицера Войска Польского по имени Герман Бернер. Именно этот брак позволил Ирме по прошествии двух лет жизни в Джамбуле с семьей уехать в 1946 году в Польшу.

Белый ангел (Продолжение. Начало в № 45).
Белый ангел (Продолжение. Начало в № 45).
Белый ангел (Продолжение. Начало в № 45).
Белый ангел (Продолжение. Начало в № 45).