Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 07 ноя, 14:57

Белый Ангел

Анна Герман… Впервые Иван узнал это имя, будучи шестилетним мальчишкой. С проигрывателя звучала песня «Белая черемуха». Иван помнил тот вечер, как если бы это случилось вчера. Шел 1988 год, и у него только недавно родилась сестренка. Песни Герман тогда уже не звучали на радиоволнах и изредка ее могли показать по телевизору. И вдруг – этот голос… Наверное,  голос Анны выбрал тогда Ивана, и с того дня жизнь его, казалось, была предопределена. Иван вспомнил, как он, словно завороженный, по десять раз подряд слушал «Белую черемуху», пока его не отругали родители, уже не выдержавшие этой «черемуховой атаки», ведь песен на пластинке было 12, а их маленький сын все время хотел слушать лишь одну из них. «Что такого в этой песне? – рассуждал про себя Иван. – До сих пор не пойму. Но знаю, что-то в ней для меня определенно есть». 

Он родился в 1982 году, в ноябре, а Анны Герман не стало в этот же год 25 августа. Это было первым и далеко не единственным мистическим совпадением, указывавшим ему на то, что стать ее биографом – его стезя. Сколько раз он пытался убедить себя, что уже достаточно посвятил времени изучению ее творчества, ведь он написал об Анне две книги, и пора бы оставить все это, но каждый раз словно чья-то невидимая рука направляла его на этот путь снова и снова, давая ему знаки. Он научился видеть, прочитывать  знаки, научился быть магнитом, притягивающим все неразгаданные тайны, связанные с ее жизнью и творчеством, научился, в конце концов, быть приемником сигналов, которые ему посылались свыше.

Сигнал, связавший его с Джамбулом, был сказочным. Однажды Иван прочел информацию о том, что Анна Герман бывала в этом южном солнечном городке. Он тут же принялся искать его на карте, и, найдя, лишь удивился, как это далеко, и что могло привести туда Анну. Стоило ему задаться этими вопросами, как ответы не заставили себя ждать. Собирая факты, словно бусины на нить, он узнал, что Анну Герман с Джамбулом связывал не только самый продолжительный в истории ее гастрольных туров концерт, но и два года жизни, когда она была еще школьницей. Для Анны этот город всегда был особенным – она здесь училась, ходила в школу, здесь работала ее мама и жила ее бабушка.

«В Джамбуле было совсем, совсем как нигде еще…», - Ивану вспомнились эти строчки из письма Анны Герман, которое она написала 26 апреля 1979 года близкой подруге Анне Качалиной, находясь во Фрунзе, спустя два дня после ее концертов в Джамбуле. Иван вспомнил и тот день, когда он впервые взял в руки оригиналы ее писем, с каким волнением и трепетом он читал написанные рукой Анны строчки.

Вот и сейчас он достал то самое письмо и принялся в сотый, а, может, и в тысячный раз перечитывать  фрагмент, где Анна делилась со своей московской подругой впечатлениями о концерте и о городе: «Дорогая моя Аничка! Все идет очень хорошо, директор из Фрунзе приехал уже за 10 дней в Алма-Ату и умолял, чтобы было по два концерта в день. Я это сделала, хоть непонятно мне самой, как я это выдерживаю. В Джамбуле было совсем, совсем как нигде еще… Подарили мне на прощание костюм казахский – прямо прелесть какой красивый… Как все народы Востока – очень деликатные, полные такта и сдержанные люди. А в то же время для друга отдадут все! У казахов даже не друг, если они кого-то полюбят, это для них «родственник» - одна кровь… Интересная была дорога на машине из Джамбула во Фрунзе… Мы ехали восемь часов – сопровождали нас – впереди желтая машина ГАИ с мигалкой и все председатели Обкомов, Горкомов и министр культуры и другие начальники важные…аж до границы с Киргизией. Я себя чувствовала как космонавт что-ли… На каждом посту ГАИ ждали с цветами с гор. Такие большие тюльпаны оранжевые как огонь…»

Когда он впервые прочел это письмо, его поразил именно тот факт, что Анне подарили огромное количество огненно-рыжих тюльпанов,  и еще то, что ее принимали в этом городке, как богиню. Да, именно эти строчки о Джамбуле тогда разбудили в Иване интерес к казахстанскому городу. Первым джамбулцем, с которым начал переписку Иван, был Ильяс Савельев, потом он познакомился через Интернет с удивительной журналисткой Галиной Выборновой, и они вместе готовили статью об Анне. В Интернете Иван вступил во все группы, которые были связаны с Джамбулом. И потом началось нечто поразительное – люди начали вспоминать, на его объявление откликнулись и писали, как Анна приезжала в этот город, как проходили ее концерты…

О том, что она училась здесь, в Джамбуле, он узнал позже, когда ему в руки попал документ – копия трудовой книжки матери Анны Герман - Ирмы Мартенс - с официальной записью и печатью Джамбулского районо о работе в школе №37 (ныне школа №11) учителем немецкого языка.

«Получается, что сначала ты просто слушаешь голос певицы, потом начинаешь заниматься исследованием ее жизни и творчества, и все это приводит в итоге к какому-то глобальному процессу, в котором задействовано огромное количество людей в Польше, Америке, России, Австралии, а теперь еще и в Казахстане. И везде я ищу тех, которые ее видели, слышали, общались, работали с ней. Вот теперь на очереди еще один город, - подумал Иван. - Это необъяснимое чувство – осознавать, что ты прилетишь в город не просто провести концерт и участвовать в мемориальной акции. Самым важным была возможность отыскать в Джамбуле следы пребывания Анны, найти очевидцев ее гастролей, посетить места, связанные с ее жизнью в этих краях».

Иван сжал в руке билеты на самолет в Шымкент, откуда ему предстояло на машине добраться до Тараза, который когда-то носил имя великого акына Джамбула Джабаева.

 

 

 

Продолжение читайте в следующем номере газеты.