Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 31 окт, 15:04

Случай в аптеке

Для начала, переводя на медицинский язык сказанное выше, следует запомнить, что более дешевый аналог оригинального лекарственного средства называется генериком.

Сама по себе процедура разработки нового (или мы говорим оригинального лекарственного средства) - это очень длительный процесс. Начиная с разработки и доведения до пациента, этот процесс может занимать не один десяток лет. Ко всему прочему это очень дорогостоящее мероприятие и поэтому, чтобы компенсировать затраты фармацевтической фирмы по разработке новых, оригинальных препаратов, они охраняются патентом. Патентная защита ограничена определенным сроком и может длиться от 15 до 20 лет. В этот период другие фармацевтические фирмы не имеют право воспроизводить такие препараты, то есть создавать генерики, чтобы на рынке оставался только один оригинальный препарат, без аналогов, и фирма-разработчик могла окупить свои затраты.

После того, как срок патента истечет, другие фармацевтические фирмы могут также начать синтезировать схожие препараты (генерики). Они могут производиться сразу несколькими фармацевтическими компаниями одновременно. Но, при этом, их свойства сходны со свойствами оригинальных препаратов.

Генерический препарат содержит то же активное вещество, что и оригинальный, но может отличаться от него вспомогательными веществами, формой и цветом лекарства, технологией производства и др.

Генерические препараты выпускаются под международным непатентованным названием или торговым названием, если фирма - производитель хочет выделить свой препарат из всех генериков. Этим и объясняется такое многообразие генерических аналогов.

Сегодня рынок лекарственных средств существенно возрос и у нас в стране зарегистрировано более 7 000 лекарственных препаратов. При этом по некоторым препаратам мы имеем более 50 генерических аналогов, поэтому бывает очень трудно принять решение, если опираться только на торговые названия лекарственных средств, не зная его действующих веществ или международного непатентованного наименования. На сегодняшний день доля генериков на фармацевтическом рынке Казахстана составляет 85–87%.

Приведем пример: вы простудились и после работы идете в аптеку. Насмотревшись по телевизору рекламы о новых мощных средствах против простуды и гриппа, вы решаете, что купив сразу несколько разрекламированных лекарств, наверняка дадите достойный отпор надвигающейся болезни. А в результате выходит, что вы выкладываете немалую сумму за препараты с разным названием, но с одним и тем же действующим веществом. Например, парацетамолы в форме шипучих таблеток (ведь у него более 20 торговых названий) и какой-нибудь препарат против простуды и гриппа (34 фирмы-производителя выпускает парацетамолсодержащие препараты от простуды). В этом случае нужно сказать, что парацетамол уже входит в состав некоторых многокомпонентных препаратов. В результате мы имеем передозировку и серьезные побочные эффекты. А еще – деньги, выброшенные на ветер.

И что же делать? Читать и читать внимательно. Взяв в руки упаковку с лекарством, обратите, в первую очередь, внимание на международное непатентованное название (МНН), которое пишется более мелкими черными буквами под торговым наименованием и в инструкции обозначается как действующее вещество, а в случае многокомпонентных препаратов необходимо обратить внимание на состав и убедиться в том, что вы уже не купили одно из действующих веществ.

Не совмещайте применение лекарств с одним и тем же действующим веществом! Особенно когда покупаете лекарство детям, беременным и пожилым людям.

Генерики, как правило, действуют точно так же, как оригинальное лекарство, обладают теми же лечебными свойствами, поскольку в них содержатся те же активные вещества, что и в оригинале. Побочные действия генериков и бренда тоже совпадают. Вообще право генериков на существование доказано временем. К примеру, даже в таких благополучных странах, как США или Швеция, генерики покупают чаще, чем оригиналы.

Основным недостатком оригинального препарата для потребителя является его высокая стоимость.

Но не только этим отличаются оригинальные препараты и генерики. Для регистрации на рынке генерику требуются данные о биоэквивалентности с оригинальным препаратом и то же досье на препарат, только часто более сокращенного вида.

Часто фирма-изготовитель генерического препарата не проводит всю серию клинических и лабораторных исследований, ссылаясь на клинические исследования оригинального препарата. Объясняется это тем, что действующее вещество в составе обоих лекарственных средств одно и то же.

Сокращение времени выпуска на рынок генерика, сокращение цикла исследований препарата, применение другой технологии производства – все это делает стоимость генерика часто в разы меньше стоимости оригинала.

Кроме этого, компании, выпускающие генерические препараты, не вкладывают средств в разработку и исследования.

Таким образом, различие оригинального препарата от генерика – это цена. Но она оправдана большой доказательной базой по эффективности и переносимости пациентом.

Нужно иметь в виду, что активно пропагандируемое СМИ мнение о более низкой эффективности генериков в сравнении с оригиналами зачастую не имеет под собой основания, так как крупные фирмы-производители, выпускающие генерики, контролируют технологию производства лекарств на самом высоком уровне, в соответствии со стандартами GMP (Good Manufacturing Practice).

Генерики имеют более низкую цену, чем оригинальные препараты, так как они не подвергаются дорогостоящим доклиническим и клиническим исследованиям, не патентуются. По международным рекомендациям стоимость генерика не должна быть более 70% от цены оригинального препарата.

Практически у каждого оригинального лекарства есть генерик. Исключения составляют недавно созданные препараты, находящиеся еще под патентной защитой, уникальные препараты для лечения рака и СПИДа, где имеет значение любой факультативный ингредиент.

 

Лекарственный информационно-аналитический центр предоставляет достоверную информацию о лекарствах, возможных побочных действиях и взаимодействии препаратов – бесплатно! Мы работаем во благо населения!

Звоните в будние дни с 09.00 до 18.30 по времени Астаны,

телефон по г. Таразу - 51 62 09,

Call-линия 8 800 080 88 87 (звонок по Казахстану бесплатный).

www.druginfo.kz