Гаухар Елюбаевна! Что послужило толчком для столь обостренного в последние годы внимания государства и общества к нуждам такой категории граждан, как люди с ограниченными физическими возможностями?
- 13 декабря 2006 года международное сообщество объединилось, чтобы предоставить в распоряжение государств эффективный международно-правовой документ. Им стала Конвенция о правах инвалидов. Ее подписание Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым стало важным шагом для нашей страны, которым мы подтвердили свою готовность к дальнейшей практической реализации международных стандартов в области прав человека в целом и созданию правового поля для более эффективной реализации прав инвалидов в частности.
- В связи с этим, какие принципиальные изменения у нас произошли?
- Без преувеличения можно сказать, что конечные цели работы изменились в корне. Если прежде перед государственными органами стоял вопрос только о своевременной выплате социальных пособий, оказании медицинской помощи, то сегодня задача намного расширена и состоит в реабилитации и интеграции инвалидов в общество. За годы независимости Казахстаном последовательно достигнуты определенные результаты в социальной защите инвалидов, но нельзя скрывать то, что при некоторых позитивных изменениях, для этой категории людей продолжают быть недоступными большинство объектов социальной и транспортной инфраструктуры, что не позволяет инвалидам реализовывать в полном объеме свои конституционные права и свободы.
- Эта насущная проблема является предметом постоянной критики в адрес государственных органов со стороны всех общественных объединений инвалидов. Понятно, что люди хотят иметь сразу все, здесь и сейчас. А как планируется решение всего комплекса вопросов, касающихся улучшения качества жизни людей с ограниченными физическими возможностями?
- Разработан и действует утвержденный Главой государства Национальный План мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни казахстанских инвалидов на 2012–2018 годы. Первый, начальный этап реализации Плана рассчитан на 2012–2013 годы и включает в себя три основные задачи. Первая – проведение унификации законодательства в сфере защиты прав, свобод и интересов инвалидов путем внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты. Вторая – оценка состояния доступности объектов и услуг в основных сферах жизнедеятельности инвалидов путем проведения паспортизации объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Третья задача касается повышения уровня информированности населения путем информационно-разъяснительной работы, направленной на формирование позитивного отношения общества к проблемам инвалидов. Второй этап реализации Национального Плана будет реализован в 2014–2015 годах, третий рассчитан на 2016 – 2018 годы. Так что все и сразу, как видите, не получится.
- Близится к завершению 2013 год, скоро придет время подведения итогов работы по первому этапу. Уверен, что у Вас есть предварительные данные по каждой из трех поставленных перед ним задач. Поделитесь?
- Конечно. В рамках первой задачи Министерством юстиции РК разработана концепция проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав инвалидов». Действует рабочая группа для выработки предложений по разработке проекта нового закона, которой проведена инвентаризация 32 нормативно- правовых актов, включая отраслевое законодательство в социально-трудовой сфере. С нашей стороны в него также внесены конкретные предложения.
Утверждены Методические рекомендации по проведению инвентаризации (паспортизации) объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для инвалидов. В городе Таразе с июля 2012 года проводится инвентаризации 176 объектов, перечень которых был согласован с общественными организациями инвалидов. На сегодня обследование объектов полностью закончено, заполняются паспорта их доступности, на основании чего будет составлена сводная ведомость.
- И каковы итоги?
- Они, к сожалению, неутешительны. Выявлено, что из 176 объектов доступны для инвалидов лишь семь, частично доступны – 136, не доступны 33 объекта. Работу по обеспечению доступности придется начинать почти что с нуля. При этом понадобится выделение средств из разных источников, так как из республиканского бюджета финансируется 23 объекта, из областного бюджета - 78 объектов, из городского - 17 объектов. 58 объектов являются частными и должны быть профинансированы из собственных средств владельцев. Всем администраторам бюджетных программ указанных уровней, а также частным собственникам помещений направлены письма об изыскании возможностей выделения денег.
В целях выполнения третьей задачи утвержден медиаплан проведения общественно-просветительских кампаний, подготовки публикаций и выступлений в средствах массовой информации, направленных на формирование позитивного отношения общества к проблемам инвалидности. В большинстве региональных СМИ, в том числе и в вашей газете, тематика обрела систематический и глубокий характер не только в информационном, а больше в аналитическом плане. Согласно медиаплану в городе и области проведены отборочные туры республиканского конкурса «Разные-Равные», который также широко освещался в СМИ. Показательно, что из 10 номинаций, участники из города Тараза в областном отборочном туре признаны победителями в пяти номинациях и будут в октябре представлять нашу область в столице. На сайте Министерства труда и социальной защиты населения открыт специальный раздел «Конвенция о правах инвалидов», где размещены материалы по данной тематике. Актуальные вопросы по проблемам инвалидности можно найти на официальном сайте акима города Тараза.
- Гаухар Елюбаевна! Участвуя в реализации медиаплана, наша газета в июле – августе текущего года совместно с вашим отделом опубликовала целую серию статей по всем направлениям работы отдела занятости и социальных программ акимата города Тараза, обо всех видах социальных услуг, которые вами оказываются и о порядке их получения. Чтобы не повторяться, напомните коротко о том, какие услуги оказывает отдел непосредственно инвалидам?
- Согласно стандартам государственных услуг, мы предоставляем следующие: обеспечиваем инвалидов сурдо-тифло средствами и обязательными гигиеническими средствами, оказываем протезно-ортопедическую помощь, обеспечиваем креслами - колясками, а также санаторно-курортным лечением. Инвалидам первой группы, имеющим затруднения в передвижении, предоставляем услуги индивидуального помощника на дому, для инвалидов по слуху выделяем специалистов жестового языка. Производим оформление документов для материального обеспечения детей-инвалидов, обучающихся и воспитывающихся на дому.
- Несколько слов о порядке получения этих услуг
- Инвалиды обеспечиваются всеми видами реабилитационных мероприятий и услуг в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР), разработанной Жамбылской областной медико-социальной экспертизой (МСЭ), согласно поданному заявлению и в порядке очередности.
- Если не секрет, как выглядят в цифрах конкретные результаты государственной помощи инвалидам?
- Какой может быть секрет? Работаем абсолютно прозрачно и гласно. Так вот, на средства областного бюджета только за неполный 2013 год инвалидам по слуху выделены 27 мобильных телефонов, 74 слуховых аппарата, 25 многофункциональных сигнальных систем, 18 видеокомпьютеров, а также 21 экземпляр специальных часов. Инвалидам по зрению выданы 15 «говорящих» часов, 10 плееров, 14 тростей, 26 магнитол, читающая машина, компьютерный тифлокомплекс и диктофон. 650 инвалидов получили направления в протезно-ортопедические мастерские. 189 инвалидов обеспечены креслами-колясками. 1040 нуждающихся инвалидов обеспечены обязательными гигиеническими средствами, поставка и раздача которых производится ежеквартально. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан с июля 2005 года инвалидам первой группы по зрению и слуху, а также инвалидам, имеющим затруднения в передвижении (колясочникам), предоставляются услуги индивидуального помощника. На эти цели в 2013 году из городского бюджета выделено 39 миллионов 233 тысячи тенге, данная услуга предоставляется 620 инвалидам.
- Когда завершится 2018 год, будут подведены итоги реализации Национального Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в республике Казахстан. Что дальше?
- Этот план, по которому мы работаем, является своеобразной основой для определения путей и сроков предстоящей ратификации нашим государством Конвенции о правах инвалидов. То есть, к этому событию мы подойдем подготовленными. После ратификации
Конвенции мы станем ее полноправным участником со всеми вытекающими отсюда обязанностями, спрос с нас за реализацию каждого ее пункта будет уже на все 100 процентов. В итоге мы должны будем обеспечить инвалидам их права и качество жизни на уровне передовых государств мира.
- Спасибо за содержательную беседу.