Мало кто знает, что в Таразе второй год творит искусство третий по счету драматический театр. Накануне гастролей этого интересного коллектива по области мы беседуем с его основателем и руководителем Каматом Касеновым.
- Камат Кадырбекович, по частым и достаточно ярким массовым мероприятиям ассамблеи народа Казахстана в городе Вас знают как художественного руководите-ля КГУ «Қоғамдық келісім» аппарата акима Жамбылской области. А театр – это хобби или профессия?
- И то, и другое. Я окончил Высшую школу режиссеров театра и кино в Бишкеке. В 2005-2007 годах прошел стажировку в Ташкентском театре «Ильхом», в лаборатории молодых режиссеров Марка Яковлевича Вайля. Мне необычайно повезло - он на практике научил всему: как работать с актерами, художниками, реквизиторами, костюмерами; как делать спектакли, инсценировки, то есть всему, что касается театра – репертуарной политике, организационным, постановочным вопросам. Потом работа в драматическом театре, а с 2014 года я действительно работаю в Доме дружбы. Мечта создать театр не покидала меня никогда.
- Мы подошли к главному. Об этом, пожалуйста, подробнее.
- В январе прошлого года по моему предложению, поддержанному друзьями, мы учредили молодежный экспериментальный театр «AZAREE». Мы - это 12 человек из абсолютно разных сфер деятельности: фотограф, дизайнер, юрист, бухгалтер, – все знатоки и любители театра. В январе мы открылись, а в марте показали зрителю, жителям и гостям Тараза, наш первый спектакль по моей пьесе «Бегущий человек» на сцене ЦКЗ «Баласагун». Без ложной скромности скажу, что премьера прошла на громкое «ура!», была положительно принята молодежью. Это, как мы заранее договаривались между собой, решило дальнейшую судьбу нашего замысла – решили двигаться дальше, продолжили работу. «Бегущего человека» еще раз представили местному зрителю тоже на сцене ЦКЗ «Баласагун», а третий спектакль показали на студенческом фестивале в Актобе, где он тоже хорошо был принят.
- Молодежный экспериментальный театр, да еще с таким необычным названием... Что это все означает?
- В названии «AZAREE» нет никакой загадки – оно составлено из инициалов моих дру-зей, помощников, единомышленников. Что касается слова «экспериментальный», то ко-му, как не молодежи, смело экспериментировать? Действительно, театр необычен по сравнению с привычными о нем понятиями. У нас нет постоянных актеров. Набор, или как принято сейчас говорить, кастинг проводим на готовом, а главное - хорошем матери-але. Нанимаем по контракту тех, с кем хотим работать. Деньги находим сами, спонсоров пока нет. После премьеры актер имеет право участвовать еще в трех спектаклях. Театр частный, официально зарегистрирован как ИП в сфере зрелищных услуг. Минимум деко-раций, реквизита, аппаратуры, мы мобильны, можем репетировать и выступать на любой сцене. Вкратце так.
- Теперь о Вашей постановке. О чем спектакль «Бегущий человек»?
- Честно говоря, не люблю рассказывать о том, что надо увидеть, но ладно… Пьесу я написал в 2006 году, во время стажировки в Ташкенте. Деятельное участие своими советами принимал Марк Вайль, смотрел, правильно ли выстроена драматургия. Тема навеяна нашим временем и актуальна всегда - это тема детей, подростков, которых все больше остается без родителей, что стало большущей социальной проблемой. Жанр постановки – социальная драма. Спектакль мы выполнили в формате мультимедиа, близком и понятном молодежи синтезе театра и кино. То, что не можем показать на сцене, показываем на экране. Речь идет о любящих друг друга парне и девушке, об их истории рассказывает третий герой. Кульминация – девушка беременна, герои ссорятся на этой почве и, как это часто теперь бывает, разбегаются в разные стороны. Родив ребенка, девушка приносит его под окно одного из домов. «Это был я», - говорит ведущий действие актер. Весь смысл в том, что человек, как ни старайся, не может убежать от присущих человеческому существу понятий и чувств, не может убежать от самого себя. Прошлые проступки неизбежно настигают его, приносят невыразимую боль до конца дней. Донося это до зрителя, мы не акцентируем его внимание на негативе, на грустном, не занимаемся морализаторством. А насколько это получается – посмотрите спектакль. Кстати, горжусь тем, что моя пьеса «Бегущий человек» несколько лет назад была поставлена на сцене Талдыкорганского драматического театра имени Бикен Римовой и прочно вошла в его репертуар. Выезжают с ним в школы, другие учебные заведения, на предприятия.
- Наверное, неспроста? В обществе творится невообразимое: детьми торгуют, новорожденных молодые мамы выбрасывают в выгребные ямы, в мусорные контейнеры, на обочины дорог...
- Позвольте Вас перебить и сказать о том, что второй спектакль нашего театра по моей пьесе «Мечтатели», который мы покажем горожанам в апреле, нацелен на эту же тематику. Время очень сложное. Человек в любом возрасте становится все более одиноким в этом мире. Дети и подростки зачастую предоставлены сами себе, родители, занятые зарабатыванием денег, подменяют любовь и общение созданием материальных благ. Распадаются семьи...
Так вот, несколько слов о «Мечтателях». Два подростка, наблюдая звездное небо, видят падающую звезду и, как принято, загадывают желания. «Я хочу быть знаменитым артистом, чтобы мама увидела меня на экране телевизора, нашла и больше никогда не покидала», - делится с другом первый. «А я хочу стать хирургом, чтобы лечить всех заболевших мам, чтобы они никогда не болели и не оставляли детей. И вобще, было бы здорово, если бы у ребенка было так много мам, как звезд на небе, тогда мы никогда бы не становились сиротами», - говорит другой. Эх, детские мечты!.. Я же, автор сценария и режиссер, мечтаю о том, чтобы дети (люди вообще) гораздо больше были на природе, смотрели в небо, а не в мониторы компьютеров, планшетов, навороченных телефонов, чтобы реальная жизнь не проходила мимо. Это одна сторона проблемы. Другая касается моей и моих коллег по театру гражданской позиции.
- В чем же она?
- Понятно, что каждый человек индивидуален, в жизни могут быть миллионы разных вариантов... Но эта тема сирот, или как раньше говорили, беспризорников, тема жестокости, которую даже звери не допускают, навязана нам реальностью. Она - тот источник, опираясь на который мы со сцены воззвали к душе человека, его совести. Это наши, хоть и маленькие, шаги, чтобы посредством искусства достучаться до человека, поскрести и очистить его душу. Другого варианта я не вижу. Все убедились, что назидания, даже карательные меры мало что меняют. Хочу показать проблему так, чтобы зритель «влез в шкуру» брошенных героев – ребенка, подростка, юноши или девушки, и почувствовал, каково это. От самого продвинутого ролика в социальных сетях такого эффекта не будет, как в театре.
- Спасибо за откровенность. А где можно увидеть Ваши спектакли?
- Мы сообщаем о них в афишах, в Интернете. В середине месяца пригласим на «Мечтателей», а на конец апреля планируем недельное турне со спектаклем «Бегущий человек» по близлежащим районам области. Большего не можем пока себе позволить по финансовым соображениям. Управления культуры и образования нас поддерживают, значит, получим маршрутный лист и вперед!
- Остается пожелать Вам и всему составу театра «AZAREE» больших творческих успехов. Спасибо за интересную встречу.
Беседовал Михаил БУНИН, фото из архива Камата Касенова