В Таразском государственном педагогическом институте открылся центр коррекционной поддержки речевого развития детей.
Идея принадлежит сотрудникам кафедры «Специальная педагогика». Поддержала инициативу ректор ТарГПИ Дария Кожамжарова. Для коррекционного центра выделена комната в главном корпусе пединститута (Толе би, 62). Помещение оборудовано детской мебелью и всем необходимым для занятий материалом. Создана уютная, располагающая обстановка. Здесь с детьми, имеющими различные нарушения речи, будут заниматься квалифицированные специалисты - психолог, логопед и дефектолог. Кроме того, центр станет площадкой для практической подготовки студентов третьих-четвертых курсов отделения «Дефектология».
- В настоящее время в городе Таразе функционируют 44 детских общеобразовательных учреждения. Из них логопедическими являются только два детских сада - № 8 и № 6, в остальных работают логопункты, - говорит заведующая кафедрой «Специальная педагогика» Айман Калматаева. – Спрос на услуги педагогов-логопедов сегодня очень большой. Кафедра «Специальная педагогика» осуществляет подготовку специалистов этого направления с 2004 года. К нашим выпускникам, многие из которых работают в детских учреждениях, часто обращаются родители, коллеги с просьбой оказать платные логопедические услуги детям старшего дошкольного возраста.
Центр коррекционной поддержки речевого развития детей будет работать в три смены. За одну смену он сможет принять 10 детей. Услуги специалистов платные, но на порядок дешевле, чем в частных образовательных учреждениях. Коррекция речевых дефектов у ребенка не будет ограничиваться только занятиями с логопедом, который с помощью специальных упражнений работает над постановкой проблемных звуков у ребенка. В современных методах дефектологии внимание отводится всестороннему развитию детей, в том числе и творческому. Так, большой интерес у маленьких посетителей вызовет уголок песочной арт-терапии. Рисование на песке способствует развитию пространственного мышления и воображения у детей, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук. В процессе занятий дети называют то, что видят, рассуждают, отвечают на вопросы педагогов.
Штатный специалист коррекционного центра при ТарГПИ, логопед с высшей категорией и 20-летним стажем работы Гульназ Онласынова говорит, что отсутствие или неправильное произношение каких-либо звуков у детей до пяти лет – это физиологическая норма. Если же к школьному возрасту речевые дефекты остались, нужно обратиться за помощью к специалистам. Дети с нарушениями речи могут подвергнуться насмешкам сверстников, в результате чего у них возникнет комплекс и снизится интерес к учебе.
В торжественном открытии коррекционного центра приняла участие вице-министр образования и науки РК Эльмира Суханбердиева. Она ознакомилась с созданными условиями и отметила, что это первый такой центр, открытый на базе высшего учебного заведения:
- Очень радует, что студенты педагогического института, благодаря открытию этого центра, смогут теперь эффективно совмещать теоретическую часть обучения с практической. Очень часто после окончания вуза специалисты данного профиля не имеют достаточного опыта. При этом дефицит хороших кадров логопедического направления очевиден. Мы рекомендуем кафедре «Специальная педагогика» набирать больше студентов, Министерство образования и науки готово выделить дополнительные гранты на обучение.
На базе центра коррекционной поддержки речевого развития детей создан также образовательный центр «Самопознание». Его целями являются достижение гармонии в духовно-нравственном развитии детей, привитие национальных и общечеловеческих ценностей. В будущем центры Таразского государственного педагогического института могут стать площадкой для обмена опытом логопедов и психологов из других городов и областей.
Василина МАКСИМОВА, фото автора