Начался год, когда Астана и вся страна будут принимать участников и гостей всемирной специализированной выставки «ЭКСПО - 2017». Созванное на минувшей неделе в Палате предпринимателей Жамбылской области совещание рабочей группы рассмотрело текущие проблемы в реализации программы строительства объектов придорожного сервиса на региональном участке международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
- Сегодня ситуация в плачевном состоянии. Нам надо понимать, что дороги и придорожный сервис на них являются теми важным элементами, которые не только обеспечат нам поток туристов, но призваны оставить о нас хорошее впечатление и желание посетить область еще раз, - открыла совещание его модератор, директор Палаты предпринимателей Карлыгаш Аралбекова. - Информация о состоянии дел поступает частями, целостной картины нет. Надо разобраться, на какой стадии мы находимся в части придорожного сервиса.
Для прояснения ситуации слово было предоставлено Жомарту Хажы, руководителю отдела туризма управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Жамбылской области. Как отметил чиновник, вдоль автобана «Западная Европа – Западный Китай» работа на трассе протяженностью 495 километров в нашей области завершена в прошлом году. Еще в ходе строительства были запланированы и на сегодняшний день ведутся работы по строительству восьми комплексов придорожного сервиса (КПС), в том числе четырех класса В и четырех - класса С.
Далее последовала безрадостная картина состояния этих объектов.
В Кордайском районе, вблизи села Благовещенка, инвестору (ИП «Лашакидзе») районным акиматом переданы в собственность по договору купли-продажи два земельных участка общей площадью 5,5 гектара. Они удобно расположены на пересечении автодорог Кордай - Тараз и Кордай - Шу. Есть проектно-сметная документация, произведена планировка участков. Строительство двух КПС планируется начать весной текущего года. Аналогичная картина в Меркенском районе, где вблизи поселка Актоган также запланировано два комплекса придорожного сервиса. В связи с использованием не по назначению инвестором (ТОО «Реликс») земельных участков общей площадью шесть гектаров, полученных еще в 2012 году, земля изъята в государственный земельный фонд. Процесс изъятия приостановлен до августа 2017 года, так как инвестор дал обещание с марта начать строительные работы. В районе Т. Рыскулова, где КПС категории В взялась соорудить компания «КазТуризм» из Алматы, земля выделена в аренду еще в 2012 году, а в декабре 2016 года дополнительно выделено 3,3 гектара земли под строительство паркинга. Одобрен проект по подведению инфраструктуры (электроэнергия, газ) стоимостью более 45 миллионов тенге. В январе текущего года дополнительно подписан договор аренды с другим инвестором на строительство АЗС и СТО. Строительство КПС еще не начато. Комплексы придорожного сервиса категории С должны были появиться вблизи поселка Акшолак Байзакского района, где инвестором выступает АО «КазМунайГаз. Переработка и маркетинг», которое в 2013 году подписало договор с местным ТОО «Атшабар» о строительстве КПС, но дело не сдвинулось с мертвой точки. А вот ТОО «Тау Дос» в полном смысле слова отличилось, построив КПС класса В, куда входят гостиница на 10 номеров, АЗС, кафе на 100 посадочных мест, автостоянка и магазин. В течение суток комплекс, расположенный в 12 километрах от областного центра, обслуживает в среднем до 100 автомашин. В Жуалынском районе ситуация в зачаточном состоянии. У ТОО «Тараз Автотранс Сервис» акимат изъял землю из-за отсутствия на ней с 2014 года каких-либо работ, идет поиск нового инвестора. ТОО «КазТехПромоушен» только провело изыскательские работы и топографическую съемку, начата разработка проектно-сметной документации. ТОО «Бестерек» поменяло земельный участок и ожидает получения государственного акта на землю.
В итоге из всех запланированных комплексов придорожного сервиса на Жамбылском участке автобана «Западная Европа – Западный Китай» построен и действует только один (!)
- Реализация восьми проектов КПС планируется в 2018 году, - оптимистично сообщил Ж. Хажы. Изложив семь видимых невооруженным глазом проблем, сдерживающих, по его мнению, рвение инвесторов в строительство комплексов придорожного сервиса, руководитель отдела туризма управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата области выделил главную – отсутствие почти у всех инвесторов оборотных средств.
- В 2016 году мы пришли к выводу, что предпринимателям нужна государственная поддержка в деле создания дорогостоящей инфраструктуры КПС, так как они удалены от населенных пунктов, - несколько поднял настроение участников совещания Ж. Хажы. По его словам, предприниматели могут подавать заявки и безвозмездно получать средства по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» на подведение к КПС инженерных сетей и коммуникаций. Для этого нужно получить одобрение проекта региональным координационным советом. Кроме того, областной бюджет и Фонд «ДАМУ» в минувшем году выделили по 250 миллионов тенге каждый и поместили 500 миллионов тенге на поддержку туризма в Народный Банк и КазкоммерцБанк. Кредитные деньги на нужды строительства КПС здесь можно получать под низкие проценты – в пределах восьми.
- АО «Национальная компания «КазАвтоЖол» в целях реализации 50-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» наделена новыми полномочиями по развитию дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог республиканского значения, - сообщила заместитель директора Жамбылского областного филиала компании Айжан Туганова. - С 1 июля 2015 года введен в действие государственный стандарт Республики Казахстан с требованиями к объектам дорожного сервиса и их услугам.
Начата работа по идентификации данных объектов и их приведению к национальным стандартам, которым не соответствуют 80 процентов имеющихся в стране, в том числе 192 объекта на дорогах Жамбылской области (с учетом имеющихся и строящихся на трассе «Западная Европа – Западный Китай»).
По словам А. Тугановой, в компании разрабатывается собственная программа по оказанию поддержки предпринимателям в виде льготного кредитования на строительство комплексов придорожного сервиса.
Большое количество проблем и нерешенных вопросов, высказанных в ходе заседания рабочей группы и требующих незамедлительного решения, запротоколировано для предоставления Палатой предпринимателей в областной акимат. Рабочая группа по объектам придорожного сервиса приступила к работе.
Михаил БУНИН, фото автора