Вечера классического балета подарил жителям Тараза легендарный коллектив Государственного академического театра танца Республики Казахстан.
Ансамбль с полувековой историей и мировой известностью на этот раз показал зрителям областного центра не только шедевры классического мирового балета - спектакли «Лебединое озеро», «Кармен-сюита», «Болеро», - но и свои новые хореографические постановки.
В концертном зале «Баласагун», где проходили гастроли артистов знаменитого театра, зрительские места были заняты практически все. Коллектив приезжает в Тараз уже не первый раз, здесь его всегда тепло встречают, хорошо знают и любят бессменного руководителя, народного артиста Казахстана Булата Аюханова. Он является основателем первого в истории культуры и искусства не только Казахстана, но и всего Советского Союза, ансамбля хореографических миниатюр «Молодой балет Алма-Аты». Коллектив затем был переименован в «Государственный ансамбль классического танца Республики Казахстан». В 1988 году получил звание «Академический», а в 2003-м труппа стала «Государственным академическим театром танца РК». Булат Аюханов признан одним из самых ярких и самобытных исполнителей сценических образов. Как педагог отличился новаторской балетмейстерской деятельностью. Развивая традиции мирового балета, маэстро сыграл выдающуюся роль в становлении и мировом признании искусства классического танца.
Перед началом спектакля зрителей приветствовала главный балетмейстер танцевальной труппы, одна из самых талантливых учениц Булата Аюханова, заслуженный деятель РК Гульфида Гафурова. В Государственном академическом театре танца она работает уже 35 лет, прошла через весь репертуар, исполнив многие главные роли. В интервью Гульфида Гафурова рассказала о привезенных спектаклях и в целом о деятельности коллектива. В первый день гастролей в Таразе Государственный академический театр танца РК представил два акта бессмертного балета «Лебединое озеро» на музыку Петра Ильича Чайковского. В основу сюжета положена старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращенной злым колдуном в лебедя. Языком классического танца артисты балета передают всю гамму человеческих чувств: любовь и коварство, отчаяние и боль утраты. Данная постановка балета «Лебединое озеро» является сценической версией Булата Аюханова. В первом действии полностью сохранена основная хореография Льва Иванова и Мариуса Петипа. А вот вторая часть балета, где по очереди исполняют танцы испанская, неаполитанская, венгерская невесты, друзья принца и королевский шут, – хореографическая постановка Булата Газизовича. Главные роли принцессы-лебедя и принца великолепно исполнили ведущие солисты театра Гульнар Камалова и Юрий Шакиров.
Во второй день гастролей легендарный театр танца из южной столицы представил вниманию таразского зрителя заключительные сцены одноактного балета «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина и хореографическую композицию «Болеро» на музыку Мориса Равеля. Эти работы можно по праву назвать визитной карточкой коллектива. Главные мужские партии в свое время бесподобно исполнял Булат Аюханов.
- Возможно, мое мнение предвзято, но скажу откровенно, что «Кармен-сюита» в постановке нашего мэтра – это лучший балет, который я когда-либо видела. «Болеро» на сцене нашего театра уже 50 лет. Булат Газизович поставил этот балет в испанском стиле, который, можно сказать, является его главным «коньком». Музыка Мориса Равеля зачаровывает своей монотонностью, синхронная хореография двух девушек-испанок, олицетворяющих противоборствующие силы или соперниц, каждый зритель понимает по-своему, - наполнена страстью, высокой точностью всех движений,- поделилась в интервью Гульфида Гафурова.
На сегодняшний день в репертуаре ансамбля Б. Аюханова около 50 спектаклей и 150 концертных номеров. Это постановки по мотивам казахского эпоса, балетные спектакли и хореографические миниатюры на музыку композиторов мировой классики и современности. Своей сцены у коллектива нет, поэтому артисты большую часть времени проводят в гастролях. Несмотря на это, репертуар театра постоянно пополняется новыми интересными номерами и спектаклями. Так, во время своих гастролей в Таразе зрителям вне запланированной программы был показан новый номер «Ер туран» на музыку фольклорно-этнографического ансамбля «Туран», который поставила талантливый молодой педагог-хореограф Анвара Садыкова. Стоит отметить также еще одно преимущество коллектива, отличающее его от других. Здесь практически каждый артист имеет собственный репертуар, нет традиционного для трупп кордебалета. Поэтому театр часто называют ансамблем солистов.
- Булат Аюханов умеет увидеть в каждом танцоре его индивидуальность, благодаря чему такое многообразие жанров в нашем репертуаре. Есть и массовые сцены, и сольные номера, - говорит Г. Гафурова.
Вечера балета Государственного академического театра танца Республики Казахстан под руководством Булата Аюханова запомнятся надолго жителям Тараза. Зрители восторженно благодарили артистов щедрыми аплодисментами после каждого их безупречного выступления. Наверняка каждый, прикоснувшись к высокому искусству классического танца, ощутил ликование в сердце, стал духовно богаче.
Екатерина САФОНКИНА, фото автора