Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 02 дек, 11:10

В чем слабое звено?

В чем слабое звено?Ответ на этот вопрос ставила своей целью и дала конференция на тему «Системные меры профилактики правонарушений среди молодежи Жамбылской области», инициированная ОЮЛ «Ассоциация некоммерческих организаций Жамбылской области» в ходе реализа-ции государственных  социальных заказов управлений внутренней политики и  по во-просам молодежной политики, проведенная в партнерстве с управлением образования, комиссией по делам несовершеннолетних и защиты их прав, департаментом внутренних дел и прокуратурой региона. 

Представительная по составу участников (директора школ  и колледжей, школьные пси-хологи, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних  и КУИС, родительская общественность, специалисты НПО), конференция проходила в актовом зале Жам-былского политехнического колледжа. 

- Идея проведения конференции возникла и утвердилась полтора месяца назад в результа-те нашего участия в работе мобильных групп, организованных прокуратурой Жам-былской области и города Тараза, с целью изучения и анализа профилактики правонару-шений среди несовершеннолетних в школах и колледжах региона,  - открыла работу фо-рума Айнур Заурбекова, председатель Ассоциации НКО. -  Наша общественная организа-ция в составе руководителя, юриста и психолога  присоединилась к этой работе и посети-ла ряд школ. По итогам мы сделали несколько неожиданные выводы. На наш взгляд, ре-бенок, особенно подросток в старших классах, если он  имел неосторожность попасть на учет, оказывается один на один с представителями системы образования и правоохрани-тельными органами, а вернее, между ними. Наша организация, имеющая целью, среди прочих, повышение правовой культуры населения, защиту законных прав и  интересов  граждан, инициирует такую работу, чтобы ребенок и его родители в любом случае были защищены и не попадали в ситуацию «между молотом и наковальней», которую мы наблюдали в ряде случаев, участвуя в рейдах. Важно создать такую систему, в которой  приоритет имеют права и интересы ребенка, а только потом - статистика, отчеты, меры по постановке на учет и прочая  профилактическая работа. Поэтому мы пригласили для уча-стия в этой конференции представителей всех четырех групп, имеющих самое непосред-ственное отношение к практическому решению проблемы. Работу предлагается постро-ить по принципу мастер-классов, которые, я надеюсь, повысят профессиональную компе-тенцию участников в профилактике детских, подростковых и молодежных правонаруше-ний.  

В пленарной части конференции выступила с сообщением на тему «Перспективы профи-лактики правонарушений среди несовершеннолетних» Зубайра Сембина, заместитель ру-ководителя управления образования акимата Жамбылской области. О роли комиссии  по делам несовершеннолетних акимата региона и защите их  прав поведала ее секретарь Бахыт Жаксылыкова. «Мобильные группы: анализ состояния профилактики правонару-шений несовершеннолетних» -  доклад полковника Куанышбека Калжанова, начальника ювенальной полиции местной полицейской службы ДВД Жамбылской области (к нему мы обратимся ниже).

Прошли секционные мастер-классы, которые, по замыслу специалистов ОЮЛ «Ассоциа-ция НКО Жамбылской области», должны  помочь участникам конференции по-новому подходить к решению проблемы профилактической работы с целью повышения ее эф-фективности.  Психолог ОЮЛ «ЖАНКО» Людмила Лаврова для представителей мобиль-ных групп, сотрудников ИДН и КУИС дала мастер-класс на тему «Психологические осо-бенности подросткового возраста и психологические техники общения». Юрист, магистр права Нигора Инамжанова выступила перед директорами школ и колледжей, школьными психологами по теме «Правовые аспекты взаимодействия с учащимися». Бизнес-тренер Елена Швецова обучала родителей Интернет-безопасности несовершеннолетних.     

 В пленарной части конференции начальник ювенальной полиции К. Калжанов фактиче-ски раскрыл сложившуюся парадоксальную ситуацию: совместными усилиями педкол-лективов школ и колледжей, правоохранительных органов, общественных организаций проводится огромная профилактическая и разъяснительная работа, а ее итог показывает в ряде случаев прямо противоположные результаты. Согласно  приведенным докладчиком данным, за 10 месяцев текущего года в городах и районах области проведено 2754 сов-местных рейда, из них 2252 школьных рейдовых мероприятия, в ходе которых задержаны за административные правонарушения 6863 подростка, из них за употребление спиртных напитков – 201, за совершение хулиганских действий – 175, за уклонение от учебы, бро-дяжничество и попрошайничество – 467 (все помещены в центр адаптации несовершен-нолетних), за безнадзорность в ночное время – 3578. Проведены разнообразные опера-тивно-профилактические мероприятия,  8330 лекций и бесед на правовые темы, сотни круглых столов, семинаров и пропагандистских акций, познавательных конкурсов и вик-торин. Вместе с тем, как подчеркнул начальник ювенальной полиции, несмотря на все принимаемые профилактические меры за рассматриваемый период времени в области произошел рост преступлений среди несовершеннолетних со 133 до 177 фактов.

 - Каким образом у нас выстраивается профилактика правонарушений? Известны только два способа: запретительно-наказательный, который применяется в основном, и второй, который помогает развивать личностные качества  и компетенции ребенка, подростка, молодого человека, делают его конкурентоспособным,  -  подвела итоги конференции Айнур Заурбекова своим мастер-классом на тему «Альтернативы профилактики правона-рушений через развитие конкурентоспособного личностного потенциала». Пока основ-ное  внимание сфокусировано на выявлении фактов правонарушений, постановке на учет, направлении  в центр адаптации несовершеннолетних. Мы предлагаем вам другой подход к решению проблемы. Надо поставить во главу угла потребности несовершенно-летних, сменить  запретительные акценты на развивающие личность. Открыв юридиче-скую и психологическую службы, мы участвовали в рейдах по школам и составляли пси-хологические портреты поставленных на учет школьников. Выяснилась такая картина: эти мальчишки и девчонки не являются «воплощением зла», у них нет желания что-то разрушать, быть деструктивными. На самом деле они очень энергичные, но не умеющие этой энергией пользоваться. Они лидеры по сути, но не умеют делать правильных по-ступков, потому что их все время одергивают: «этого нельзя, это запрещено», а вот что можно и как правильно делать, еще не учили. По нашему мнению, надо в корне менять деятельность школьных психологических служб – назидательные лекции детьми и под-ростками уже не воспринимаются, значит, нужна точечная, индивидуальная работа с каждым ребенком, соответствующая его потребностям и пожеланиям в развитии, нужны живые, интерактивные, соответствующие возрасту детей формы работы: подвижные иг-ры, всевозможные творческие кружки и спортивные секции, профориентационные меро-приятия и многое другое. В среднем в каждой школе можно насчитать 10-15  ребят, со-стоящих на учете. Не легче ли работать по индивидуальному плану с каждым из них, ви-деть конкретные продвижения, нежели,  работая в общем и целом, умножать статистику состоящих на учете? 

Примеры такой работы школьных психологов есть, но они пока единичны. В целом мы предлагаем системные изменения, начинающиеся на уровне управления образования, по разработке и внедрению новой программы повышения квалификации школьных психо-логов на основе практических мастер-классов от лучших специалистов, стажировок и прочего. Кстати, озабоченное проблемой управление образования в этом же здании па-раллельно с нашей конференцией проводит образовательный цикл занятий для школьных психологов. Важно иметь в виду, насколько высоко мотивированы эти люди получить знания и применить их в последующей деятельности. Наша общая цель – достижение, возможно, через несколько лет, зримых положительных результатов  в деле профилакти-ки правонарушений среди детей, подростков и молодежи.  

Михаил БУНИН, фото автора