2011–2020 гг - Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения
В 2010 году правительства стран всего мира провозгласили Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Цель Десятилетия (2011–2020 гг.) – стабилизация, а затем сокращение прогнозируемого уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, что позволит за десятилетний период сохранить 5 миллионов жизней. Для содействия странам в принятии мер по сокращению смертности на дорогах и для обеспечения достижения целей Десятилетия был подготовлен Глобальный план действий.
Текущее состояние безопасности дорожного движения в мире
Ежегодно в мире 1,24 миллиона человек гибнут в результате дорожно-транспортных происшествий, и существенных изменений не наблюдается с 2007 года. Однако этот стабильный показатель следует оценивать в контексте параллельного 15-процентного увеличения мирового парка транспортных средств. Это говорит о том, что меры вмешательства по повышению дорожной безопасности в мире позволили сдержать ожидаемое повышение смертности на дорогах.
В странах со средним доходом отмечаются самые высокие ежегодные показатели смертности от дорожно-транспортных происшествий: 20,1 на 100 тысяч против 8,7 и 18,3 в странах с высоким и низким доходом, соответственно. Восемьдесят процентов смертельных случаев на дорогах происходят в странах со средним доходом, где проживает 72% мирового населения и на долю которых приходится лишь 52% мирового парка транспортных средств. Эти страны несут непропорционально тяжелое бремя смертности от дорожно-транспортных происшествий по сравнению с уровнем автомобилизации. Ежегодные показатели смертности в результате дорожно-транспортных происшествий за последние три года не выросли, однако остались на недопустимо высоком уровне – 1,24 миллиона погибших в год. Половина всех случаев смерти в результате ДТП в мире приходится на долю пешеходов (22%), велосипедистов (5%) и мотоциклистов (23%), т. е. «уязвимых участников дорожного движения». Однако степень подверженности риску для той или иной группы может быть очень разной в зависимости от уровня дохода страны и региона ВОЗ. Так, в Африканском регионе, где пешая ходьба или езда на велосипеде являются очень распространенными способами передвижения, высокая доля смертности в ДТП (38%) приходится на пешеходов. Напротив, в странах Западной части Тихого океана, где популярным средством передвижения являются мотоциклы, в 36% случаев жертвами ДТП становятся пользователи двух- и трехколесных автотранспортных средств.
Прогресс в законодательстве о безопасности дорожного движения в мире
Доказано, что принятие и обеспечение исполнения всеобъемлющего законодательства, касающегося ключевых факторов риска (превышение скоростного режима, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, использование шлемов для мотоциклистов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств), приводят к снижению дорожно-транспортного травматизма. Проведение массовых информационных кампаний для поддержания среди населения высокой степени восприятия принудительного
характера такого законодательства является залогом его эффективности.
В период с 2008 по 2011 год в 35 странах, представляющих почти 10% мирового населения, были приняты законы, касающиеся одного или нескольких из пяти перечисленных ключевых факторов риска. Тем не менее, число стран, располагающих всеобъемлющим законодательством, охватывающим все пять факторов риска, не выросло: их по-прежнему
28 (7% населения мира), т. е. столько же, сколько и на момент проведения предыдущей оценки.
Решение провозгласить Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения было единогласно принято Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 2010 году. И хотя в ряде стран был достигнут значительный прогресс в деле повышения безопасности дорожного движения, еще многое предстоит сделать для реализации целей и задач Десятилетия действий. Получены убедительные фактические данные о том, какие мероприятия являются эффективными, и теперь правительствам надлежит сыграть ключевую роль в обеспечении их практического осуществления.